Совет 1: Что такое письменная научная речь

Научные труды требуют особого стиля изложения. Для их написания недостаточно использования обычного общеупотребительного литературного языка – его средств недостаточно, чтобы удовлетворить специфические особенности научного изложения. Поэтому для статей, докладов, исследований используют письменную научную речь.
Инструкция
1
Независимо от научного направления, в рамках которого создается текстовый документ в научном стиле, письменная научная речь имеет такие общие особенности, как строгий отбор средств языка, доказательность и аргументированность изложения, монологический характер и тяготение к нейтральной речи с использованием специальных терминов.
2
С точки зрения употребляемой лексики для научного стиля характерно использование абстрактных существительных. В научной речи широко используются заимствованные и интернациональные слова. В тексте активно применяются различного рода термины, т.е. слова или словосочетания, обозначающие понятия, специфические для какой-либо сферы человеческой деятельности. В письменной научной речи используются как понятия, одинаково актуальные для всех сфер науки («элемент», «функция», «качество», «свойство» и др.), так и термины, общие для ряда смежных наук (естественных, гуманитарных, точных), а также специфические термины, используемые в рамках одной научной дисциплины (например, «флексия», «аффикс», «коннотация» и др. термины языкознания).
3
Из морфологических особенностей письменной научной речи следует отметить специфичное употребление глаголов. Зачастую в научных работах используются глаголы несовершенного вида («обозначает», «следует»), возвратные глаголы («используется», «применяется»). Распространены в письменной научной речи и страдательные причастия («составлены», «выведены»), а также краткие прилагательные («специфичны», «однозначны»). Применение местоимений первого лица в научной речи также своеобразно. Принято вместо местоимения «я» употреблять форму «мы». Считается, что это создает атмосферу объективности, а также свидетельствует о скромности автора.
4
С точки зрения синтаксиса для научного стиля изложения характерно употребление безличных предложений, использование именного сказуемого, а не глагольного. В письменной научной речи, как правило, используются сложные предложения с различными видами союзов («вследствие этого», «в то время как»). Для этого стиля изложения характерно большое количество вводных слов и словосочетаний.
5
Письменная научная речь порой считается излишне «сухой» и «неэмоциональной», однако и в ней используются средства языковой выразительности, в частности, такие экспрессивно-эмоциональные средства, как формы превосходной степени имен прилагательных («ярчайшие представители», «наиболее интересные явления»), вводные слова и наречия, ограничительные и усилительные частицы. Особым средством эмоциональной выразительности, а также способом привлечения внимания читателя служат в письменной научной речи риторические и проблемные вопросы.

Совет 2: Что такое монологическая речь

Монологическая речь, или монолог – это вид речи, который почти или полностью не связан с речью другого собеседника ни по содержанию, ни по структуре. Монолог в основном представляет собой публицистический отрывок вроде лирического отступления, научного или делового высказывания.
Инструкция
1
Монолог очень часто встречается в художественной литературе, обычно он представляет собой речь от первого лица, такую, которая не рассчитана на ответ другого лица. Тема монолога может быть любой, она может меняться.
2
Монолог, как правило, представляет направленное на читателя высказывание, он является сознательным обращением к слушателям, предполагает обычно устное воздействие. Однако монолог быть и обращением к самому себе, выражением мыслей героя в литературном произведении, такой текст называется «внутренним монологом». Авторы длинных романов и повестей часто используют такой прием в своих текстах, раскрывая таким образом душу героя, основную суть его мыслей и действий.
3
Устная монологическая речь представляет собой сообщение информационного или воздействующего характера. Например, оратор, который пытается побудить слушателей к определенным действиям, будет использовать определенные приемы в своей речи. Такие монологи часто можно встретить у выступающих политиков, руководителей. Другой пример: лектор стремится передать определенную информацию своим студентам во время изложения материала, при этом во время его монолога взаимодействия со слушателями не предполагается.
4
Монолог отличается особой композицией, обычно он выделяется среди остальной речи интонационно, а в письменном тексте - экспозиционно.
5
Подготовленность монологической речи также оказывает влияние на ее вид и качество. Профессиональные ораторы, как правило, предпочитают заранее писать свою речь так, чтобы с трибуны она звучала уверенно и твердо. Неподготовленный человек часто совершает типичную для начинающего ошибку – пытается формировать свой монолог спонтанно, без предварительной подготовки, и чаще всего такие выступления заканчиваются провалом.
6
Монологическая речь формируется не только из определенных слов, связанных единым смыслом, устный монолог предполагает воздействие на собеседника, применение жестов и языка тела для передачи информации. Такая речь всегда предполагает наличие собеседника-слушателя.
7
Монолог играет очень важную роль в жизни. Многие люди любят, чтобы их слушали, но сами при этом не умеют слушать. Поэтому оратор обязан заинтересовать публику, сделать свою монологическую речь увлекательной.
8
Монологом сегодня называют и особый тип сценической речи, часто юмористического характера, зарисовки.
Видео по теме
Полезный совет
В отличие от диалога монолог допускает наличие риторических вопросов и патетических изречений, которые формируют его художественную структуру. Конечно, в повседневной речи такие художественные средства вряд ли уместны, а вот в письмах, обращениях или воззваниях - вполне.

Совет 3: Что такое повествование

Часто человек, которому нравится чтение, начинает интересоваться не только самими текстами, но и литературоведением - направлением научного знания, которое помогает эти тексты интерпретировать. Важный аспект теории литературы - это термины, например, такие, как «повествование».
Инструкция
1
С литературоведческой точки зрения толковые словари определяют повествование как текст какого-либо произведения без учета диалогов. Повествование может состоять из описаний, рассуждений, рассказов о каких-либо происшествиях. Зачастую в художественных текстах повествование занимает основную часть произведения.
2
Существуют различные виды повествования. Прежде всего, текст может быть составлен в безличной форме, от автора или в форме прямой речи-размышления персонажа. Первый вариант дает писателю возможность находиться «над действием», освящая с различных сторон действия героев. Второй способ, с одной стороны, ограничивает автора восприятием персонажа, а с другой стороны, дает необходимое средство для демонстрации внутреннего мира его героя, его чувств и мыслей. Обычно автор выбирает для произведения только один тип повествования, но они могут и сочетаться.
3
Еще одна характеристика повествования - степень влияния авторского взгляда на текст. Многие литературоведы XX века делили повествование на объективное ( без авторской оценки) и субъективное (с явной демонстрацией взглядов автора на какую-либо ситуацию в тексте). Тем не менее, эту концепцию можно подвергнуть серьезной критике, так как не существует автора, нравственные оценки которого не влияют на его произведение. Даже если взгляды писателя не даны в конце книги, как мораль басни, они содержатся во всем тексте и влияют на сюжет и выбор героев. Поэтому о в полной мере объективном повествовании в художественном тексте идти не может.
4
Важно также упомянуть, что у термина «повествование» может быть и более широкое значение. Например, оно может быть и устным рассказом о каких-либо событиях или описанием. В данном случае повествование также не нужно смешивать с диалогом - другой формой устной речи. Устное повествование, как и письменное, может вестись и от первого, и от третьего лица.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше