Инструкция
1
Изменения в системе российского образования, начатые более десяти лет назад, до настоящего времени продолжают вызывать ожесточенные споры в обществе. При всем этом проблемы содержания образования после введения этого эксперимента ушли на второй план, основные вопросы возникают вокруг проблем организационно-экономического реформирования.
2
Больше всего разговоров ведутся об окончательном установлении единого государственного экзамена (ЕГЭ), об изменении статуса образовательных учреждений, о государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), о переводе на подушевое нормативное финансирование в общем образовании и существенных изменениях в сельских школах.
3
Актуальность данных вопросов связана с нелегким экономическим положением образовательной сферы. Долги по заработной плате, задолженности по коммунальным услугам, забастовки недовольных учителей образовали тот напряженный общественный фон, на котором, по сути, должны развернуться предполагаемые изменения.
На сегодняшний день в систему образования лишь напрямую вовлечено больше 40 млн человек. В это число входят учителя и учащиеся школ, воспитанники детских садов и их воспитатели, учащиеся учебных заведений начального профессионального образования (ПТУ), студенты средних специальных учебных заведений и вузов, управленцы и преподаватели. К их числу также нужно добавить и родителей учащихся и прочих членов их семей. Понимая этот обхват, становится ясно, что общество будет реагировать крайне остро на любые экономические перемены в деятельности образовательной среды.
4
В плане модернизации в первую очередь встает вопрос о повышении заработной платы учителей школ и преподавателей высших учебных заведений. Кроме этого весьма важно, чтобы система образования стала конкурентоспособной, следовательно, для привлечения молодежи нужно, по крайней мере, введение надбавок к зарплате для молодых учителей. Нужно также обеспечить прибавки за качество преподавания и стаж работы. Эта мера вызовет ежегодную трату не менее 18,7 млрд бюджетных рублей.
Вообще до недавнего времени крайне слабо понималось, что предполагаемые реформы потребуют нешуточных финансовых затрат. К примеру, только лишь перевод школ на подушевое нормативное финансирование, изменения в сельских школах и организация системы мониторинга качества потребует не менее 60 млрд рублей.
Но такие траты необходимы, ведь после проведенных реформ российское образование выйдет на новый уровень своего развития и сможет решать новые задачи.