Инструкция
1
Первые тесты по выявлению креативности разработаны Дж. Гилфордом. Его методика состоит из 4-х субтестов. Три теста из четырех составлены на основе невербального стимульного материала. Один тест на вербальном материале. Все четыре субтеста диагностируют способности в рамках социального интеллекта. Социальный интеллект отвечает за понимание речи, действий, поступков. Он так же обеспечивает распознавание жестов и мимики. То есть невербального поведения человека. Тест Дж. Гилфорда можно использовать для любой возрастной категории, начиная с 9 лет.
2
Стимульный материал включает набор из 4-х тестовых терадей. В каждом субтесте 12-15 заданий. Способность человека к умственным операциям проверяют по следующим направлениям: изобразительное, семантическое, поведенческое, символическое. Необходимо разработать задания с учетом того, что в итоге должны получиться разные типы результатов. На основе изобразительного содержания - 4. На символическое и семантическое содержание - 10. Время, отведенное на каждый субтест, ограничено.
3
Для диагностик уровня креативности часто используют популярную методику Е. Торенса. Хотя это тест не только на креативность, но и на творческие способности в целом. В 1966 году Е. Торренс сгруппировал в шкалы 12 тестов. По вербальной шкале оцениваетс вербальное творческое мышление. По изобразительной - изобразительное. По звуковой - словесно-звуковое. Для проведения тестирования по вербальной батарее необходимо 45 мин. По образной батарее - 30 мин. В это время не входит ознакомление с инструкцией. Также для проведения вербальной батареи нужен альбом «Вырази свои идеи с помощью слов» и бланк ответов к нему. Тестовая тетрадь «Вырази свои идеи с помощью рисунков» понадобится для изобразительной батареи. Методика Е. Торренса считается более надежной, чем методика Дж. Гилфорда.
4
Существует довольно популярный и надежный отечественный тест на креативность. Методика разработана Н.Б. Шумаковой. Она составляет 3 задания. Возможно использование как индивидуально, так и в группе. Подойдет для выявления уровня креативного мышления у детей после 8 лет и взрослых. Для начала необходимо записать информацию о себе. После этого следует выполнить ряд заданий в течение определенного количества времени. Для этого нужно запастись цветными карандашами, ручкой, ластиком, клеем. Необходимо также иметь тестовую тетрадь.
Суть теста в том, что на основе наклеенной фигуры нужно изобразить то, чего нет у других членов группы. Баллы начисляются за оригинальность. Например, если ответ встречался у большего количества испытуемых, то за оригинальность ставится 0 баллов.
5
Сложность любого теста на креативность в том, что полного перечня характеристик такого мышления просто не существует. Поэтому результаты даже самого надежного исследования не могут дать стопроцентной гарантии. К тому же любая из методик требует опыта и надежного усвоения методической информации. Поэтому с вопросом диагностики собственных способностей к творческому мышлению лучше обратиться к специалисту.