Инструкция
1
В русском языке различия между понятиями игрового и неигрового кино весьма размыты. Куда логичнее пользоваться английскими терминами "fiction" и "non-fiction" (в переводе "с вымыслом" и "без вымысла"). Можно описать неигровое кино как съемки реальных людей в реальных ситуациях реального мира. Неигровое кино не есть кино документальное в общем смысле этого слова, поскольку в документальных лентах могут быть постановочные элементы, инсценировки, снятые специально для фильма. Но при описании данного вида искусства эти понятия часто объединяют.
2
Темами для неигровых или документальных фильмов чаще всего становятся культурные явления, выдающиеся достижения, научные гипотезы, интересные события, описание жизни известных людей или групп людей. Но исторические реконструкции в художественном кино, даже если они полностью соответствуют действительности, нельзя назвать представителями неигрового кино. А фильмы, в которых есть элементы постановки, например, специальная провокация героев на эмоции или восстановление фиксированных документами событий на экране, напротив, считаются представителями жанра.
3
Выделяют несколько видов неигрового кино, которые не взаимоисключают друг друга и не исчерпывают всевозможные варианты, поскольку в данном виде кинематографа нет четких границ между жанрами. Это может быть событийная хроника, съемки для специальных целей (например, для милицейского протокола, видеонаблюдение, научные съемки), кинолетопись, авторская журналистика и т.д. По форме можно разделить неигровое кино на кинорепортаж, фильм-портрет, кинодневник, кинопутешествие, киноочерк, киноисследование, кинокомедию и т.д.
4
Задачи, стоящие перед создателем неигрового фильма, могут быть различными: создание учебного пособия; географическое, этнографическое, зоологическое, историческое или любое другое исследование; создание средства пропаганды (научной, религиозной, продающей и т.д.); создание кинохроники (описание долгого процесса или исторических событий), создание публицистического произведения (рассмотрение актуальных политических и общественных проблем). Хорошо определил основную задачу всего жанра неигрового кино кинодокументалист Хью Бедли: "рассказать о мире, в котором мы живем".
5
Процесс работы над неигровым фильмом довольно сложный. Предварительно автору необходимо найти материалы, которые должны быть жизненными и задокументированными. На основе доказанных фактов пишется сценарий. Для объединения всех материалов в один фильм монтируются архивные фото- и видеоматериалы, проводятся репортажные (в виде интервью или кинохроники) и постановочные (но точно воссоздающие картину происходящего в реальности) съемки, интерьерные или натурные съемки в зависимости от сценария.
6
Пока неигровое кино не пользуется популярностью у зрителей, хотя создается много фильмов и документальных программ. Просто не все они доходят до массового зрителя. Чаще всего подобные шедевры можно наблюдать лишь на специальных или даже закрытых кинофестивалях, которые пока тоже не могут похвастаться большой аудиторией.