Совет 1: Как избежать увольнения за прогул

Увольнение за прогул грозит работнику, отсутствующему на рабочем месте более четырех часов непрерывно. Руководители предприятий любит пригрозить нерадивым (или просто неугодным) работником удалением «по статье», однако осуществляют эти планы не так часто. Но прецеденты все же случаются. Как сделать так, чтобы «нехорошая» запись не испортила вашу трудовую книжку?
Инструкция
1
Основанием для увольнения может быть однократное отсутствие на рабочем месте в течение четырех часов. Однако это отсутствие должно быть непрерывным. Если ваше рабочее место пустует два-три часа, прогулом это не считается.
2
Имейте в виду, что выявленный прогул должен быть зафиксирован непосредственно в день, когда он был совершен или, в случае невозможности, на следующий день. Задним числом оформить прогул невозможно. Если вам угрожают, вспоминая проступки двухнедельной давности, не обращайте внимания – документально это оформить уже нельзя, следовательно, оснований для увольнения нет.
3
Если ваш прогул был замечен, по его факту должен быть составлен соответствующий акт, заверенный вашей подписью либо подписями двух свидетелей. От вас должны потребовать объяснительную записку с изложением причин прогула. При отсутствии этих бумаг доказать факт прогула невозможно.
4
Иногда, желая избавиться от сотрудника, руководитель намекает ему: если он не уйдет по собственному желанию, его уволят за прогул. Теоретически организовать ситуацию прогула несложно. Например, сотрудника могут послать с устным поручением - отвезти документы в филиал, отправить заказное письмо или купить что-либо для офиса. По возвращении ему предъявляют готовый акт о нарушении трудовой дисциплины.Чтобы не оказаться в такой ситуации, не соглашайтесь выполнять просьбы, сделанные в устной форме. Требуйте приказ или, в крайнем случае, записку от непосредственного руководителя с его подписью. В случае необходимости это станет вашим оправданием.
5
Если вас непременно хотят уволить, постарайтесь вести себя максимально осмотрительно. Постарайтесь не опаздывать – опоздания не считаются грубым нарушением трудовой дисциплины, однако, если по каждому из них будет составлен соответствующий акт и выпущен приказ о выговоре, вас могут уволить уже после второго опоздания.
6
Защитить себя от несправедливого увольнения можно с помощью сторонних инстанций. Услышав от руководителя слова «а то уволю по статье» напишите заявление в инспекцию по труду, где изложите, что на вас постоянно оказывают моральное давление, угрожая уволить, и попросите провести проверку. Если на вашем предприятии отсутствует система учета рабочего времени, обязательно упомяните об этом.
7
Сообщите руководителю о предпринятых вами мерах. Обычно юридическая компетентность сотрудника озадачивает босса. А, проконсультировавшись с юристом или руководителем по персоналу, ваш руководитель поймет, что правда на вашей стороне. И, если вы действительно не будете нарушать рабочую дисциплину, вы будете в полной безопасности.

Совет 2: Как оформить прогул сотрудника

Дисциплина на рабочем месте – одна из составляющих успешной работы бригады, участка, цеха, предприятия. Но случается так, что один из работников начинает опаздывать, отлынивать и, в конце концов, не выходит на работу. На лицо такой вид нарушения, как прогул. Казалось бы, все просто – прогульщика можно уволить на вполне законном основании. Однако нужно быть очень внимательным при оформлении документов при увольнении, чтобы не пришлось оплачивать ему вынужденный прогул в случае восстановления на работе.
Инструкция
1
Прежде всего, убедитесь в том, что проступок работника относится к прогулу, и нет ли к тому уважительных причин. В Трудовом кодексе РФ дана четкая формулировка того, что считается прогулом (п.6а ст.81 ТК РФ).
Итак, установлен факт свершившегося прогула. Рассмотрим алгоритм действий.
2
Непосредственный руководитель прогульщика должен поставить в известность вышестоящего начальника и составить акт об его отсутствии на рабочем месте. В акте необходимо указать место составления и время. Помимо руководителя акт подписывают еще не менее 2-х человек, удостоверяющих факт прогула.
3
Получив акт, руководитель кадровой службы предприятия должен принять все меры для выяснения причины отсутствия работника.
Если прогул кратковременный и на следующий день работник вышел на работу, нужно предложить ему написать письменное объяснение о причине допущенного проступка. На написание объяснения работнику дается 2 дня. Если по истечении указанного срока объяснительная не предоставлена, составляется «акт об отказе от дачи объяснения».
Если прогул длится не один день, кадровику необходимо самостоятельно выяснить причину: позвонить домой, съездить по указанному в личном деле адресу, найти родственников, друзей, опросить соседей.
4
После того, как причина прогула выяснена, проводится разбор случая нарушения трудовой дисциплины при руководителе предприятия. Важно помнить, что разбор должен быть проведен до истечения месячного срока со дня, когда стало известно о нарушении.
Решение должно быть принято объективно, с учетом прежней трудовой деятельности работника и всех требований ст.192, 193 ТК РФ.
С приказом о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения работник должен быть ознакомлен в 3-х суточный срок. В случае отказа составляется «акт об отказе от ознакомления» в присутствии 3-х человек.
5
На основании приказа о наложении взыскания, работник увольняется с предприятия. Издается приказ унифицированной формы Т-8, делается запись в трудовую книжку работника. В день увольнения она выдается ему на руки, делается полный расчет.
Если с момента прогула работник не был допущен до работы, днем увольнения считается последний рабочий день – перед прогулом.
6
В том случае, если работник от подписи в приказе на увольнение отказывается и не берет трудовую книжку, также нужно составить акт об отказе в присутствии 3-х человек.
О необходимости забрать трудовую книжку известите работника заказным письмом с уведомлением.
Обратите внимание
Важно помнить, что самовольный уход в отпуск – это прогул, а отказ от досрочного выхода из отпуска нет!
Как уволить сотрудника за прогул
Связанная статья
Как уволить сотрудника за прогул
Источники:
  • Гарант. Прядок увольнения за прогул

Совет 3: Как оформить прогул без увольнения

Прогул – это нарушение выполнения трудовых обязанностей работника, прописанных в должностной инструкции и в трудовом договоре. К данному проступку могут быть применены такие дисциплинарные взыскания, как увольнение, выговор или замечание.
Инструкция
1
В день прогула составьте акт о нарушении работником трудовой дисциплины. В акт о нарушении внесите следующие данные:
- место и дату составления;
- должность, фамилию и инициалы составителя акта, его подпись;
- должности, фамилии и инициалы не менее двух свидетелей прогула, их подписи;
- текстовое описание нарушения;
- дословные предварительные объяснения нарушителя;
- подпись нарушителя (если он отказывается подписывать акт, то поставьте об этом специальную отметку).
2
Возьмите у нарушителя объяснительную записку о причинах прогула. Если сотрудник отказывается давать объяснения в письменном виде, составьте соответствующий акт об отказе, или отразите этот факт в акте о нарушении. Для составления акта привлеките не менее двух свидетелей.
3
Напишите докладную записку на имя директора компании о нарушении трудовой дисциплины, приложив к ней все необходимые документы: акт о нарушении с подписями составителя, свидетелей и нарушителя, объяснительную записку.
4
Подготовьте проект приказа или распоряжения о применении к сотруднику взыскания: замечания или выговора. Проект приказа подписывает руководитель организации или лица, уполномоченные на это специальными документами – уставом, доверенностью, приказами.
5
Зарегистрируйте приказ в книге приказов организации, присвоив ему номер и дату составления.
6
В течение трех дней ознакомьте нарушителя с содержанием приказа о взыскании. Если сотрудник не соглашается поставить подпись ознакомления, аналогично акту об отказе от дачи объяснений составьте акт об отказе от подписи. В акте укажите должности и фамилии двух свидетелей отказа.
Обратите внимание
Объявить выговор или замечание за прогул можно лишь в течение 6 месяцев со дня совершения проступка.
Полезный совет
Замечание, выговор или увольнение можно однократно применять к нарушителю трудовой дисциплины в течение месяца со дня обнаружения нарушения. В этот период не входит время, проведенное сотрудником в отпуске или на больничном.

Совет 4: Как доказать прогул

Непоявление на занятиях без уважительной причины – прогул – является грубым нарушением устава почти любого образовательного учреждения. Чтобы решить проблему, нужно сначала ее выявить. Какими мерами можно подтвердить прогул?
Инструкция
1
Любой ученик имеет право на пропуск занятия по какой-либо серьезной причине: болезни, семейным неприятностям, отъезду из города с родителями. Поэтому многие дети пытаются прикрыть свое отсутствие на уроках отговорками вроде «Я болел», «У меня голова разболелась» и прочее. Самый действенный метод доказать, что ученик не заболел, а просто поленился идти в школу – потребовать медицинскую справку о временной нетрудоспособности. С первого класса нужно приучать детей, что школа – это их работа, и просто так взять и не прийти нельзя.
2
Если ученик настойчиво твердит, что ему стало плохо перед самым началом занятий, и он не мог вызвать врача, позвоните родителям. Любая мать знает, как чувствовал себя ребенок и почему он остался дома. Если родитель скажет, что ребенок чувствовал себя хорошо и ушел в школу утром, то сразу станет понятно, что до школы он не дошел.
3
Если школьник говорит, что не пришел в класс из-за семейных проблем, попросите принести записку от родителей с описанием ситуации. Пусть мать и не напишет подробно, зато вы будете знать, что ученик не врет.
4
Если ученик пришел в школу, отметился во время переклички, а потом спокойно ушел домой, ему кажется, что прогул ему не засчитают и все замечательно устроилось. Но классный руководитель должен ежедневно проверять детей в начале и в конце учебного дня. Если ребенок твердит, что на уроке он был, попросите показать записи в тетради с указанием числа. Если на данный день ничего не записано, значит на уроке он или вовсе не был, или ничем полезным не занимался, а это равнозначно прогулу.
5
Вообще, систематические прогулы уроков – это не всегда вина ученика, его лень и безответственность. Возможно, у него сложились трудные отношения в классе или с определенным учителем, наблюдается сильное отставание по какому-нибудь предмету, и ему из-за этого невыносимо тяжело идти в школу. В разговоре с родителями попросите сначала выяснить у ребенка причины прогулов, чтобы потом их вместе преодолеть. Если этого не сделать, прогуливание уроков может перейти в опасную привычку, и чем дальше, тем труднее будет ее преодолеть. Почти все малолетние правонарушители изначально были заядлыми прогульщиками.
Обратите внимание
Практика: в большинстве случаев работнику не удается доказать отсутствие с его стороны инициативы или согласия, что могло бы стать причиной неправомерности расторжения трудового договора.  Однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей — прогул. - акты (желательно несколько в течение дня или дней) об отсутствии работника на рабочем месте
Полезный совет
В акте о прогуле следует отметить, кем выявлен прогул, место фактического нахождения работника в момент отсутствия на работе и причины прогула, если они известны (указать на источник информации). Обязательно указываем, где находится рабочее место работника (ведь прогулом является отсутствие работника на конкретном рабочем месте), кто составил акт, в присутствии каких лиц, время и место составления.

Совет 5: Как оформить прогул работника

Прогулом считается отсутствие сотрудника на рабочем месте без уважительной причины более четырех часов подряд или в течение всего рабочего дня (статья № 81 ТК РФ). Если работодатель хочет уволить или наказать сотрудника, необходимо все правильно документально оформить, чтобы проверка трудовой инспекции не выявила нарушений и не сочла наказание или увольнение незаконными.
Вам понадобится
  • - докладная записка;
  • - акт нарушения;
  • - объяснение;
  • - акт об отказе от объяснения;
  • - приказ с наложением взыскания;
  • - приказ об увольнении;
  • - расчет.
Инструкция
1
Если сотрудник не вышел на работу, то это еще нельзя считать прогулом. Даже если непосредственное руководство не предупреждено о причине неявки, то совершенно не факт, что не будет предъявлен больничный лист или справка, которые являются официальными документами, освобождающими от работы.
2
Если сотрудник появился на рабочем месте, но не предъявил документов, подтверждающих уважительность своего отсутствия, то бригадир, начальник цеха или руководитель структурного подразделения обязаны написать докладную и представить ее работодателю.
3
На основании докладной записки работодатель должен создать комиссию из числа административного состава в количестве трех человек и зафиксировать актом факт нарушения. Ознакомьте с актом сотрудника под расписку и попросите написать письменное объяснение своего отсутствия без уважительной причины. На объяснение сотруднику дано три дня.
4
Если в течение предусмотренного в трудовом законодательстве срока вы не получили объяснительную записку, составьте акт отказа от дачи объяснения.
5
После этого вы можете выпустить приказ о нарушении и дисциплинарном взыскании (статья № 192, № 193 ТК РФ). С документом ознакомьте сотрудника под расписку. Если нарушитель не желает ставить свою подпись, оформляйте об этом дополнительный акт.
6
На основании составленных актов, приказа, вы имеете право уволить сотрудника, издав дополнительный приказ об увольнении унифицированной формы № Т-8. В день увольнения произведите полный расчет, выдайте текущую заработную плату и компенсацию за все дни неиспользованного отпуска, трудовую книжку и иные документы, хранящиеся на предприятии.
7
Если вы не планируете производить увольнение, то имеете право лишить сотрудника премии, наложить иные административные или материальные взыскания.
Какие причины прогула  могут  стать уважительными?
Связанная статья
Какие причины прогула могут стать уважительными?

Совет 6: Как оспорить приказ об увольнении

Вас уволили, и вы с этим не согласны. Хотите восстановиться в должности или исправить запись в трудовой книжке, но не знаете, что делать и куда обращаться? Самое главное - не теряйте времени.
Инструкция
1
Если вы считаете свое увольнение незаконным и хотите его оспорить, на это у вас есть месяц с того момента, как вы получили трудовую книжку с записью или приказ об увольнении на руках. Если вы по уважительной причине пропустили этот срок, в этом случае нужно написать заявление о восстановлении пропущенного стажа. Работник при обжаловании увольнения в суде освобождается от выплаты пошлин и судебных расходов.
2
Определите, какие именно претензии вы можете предъявить работодателю:- восстановить вас на занимаемой должности;- выплатить задолженность по заработной плате и денежную компенсацию за вынужденный прогул; - изменить записи об увольнении в трудовой книжке;- возместить моральный ущерб.
3
Подготовьте все необходимые документы и сделайте их заверенные копии: - трудовой договор; - трудовую книжку со всеми зарегистрированными записями о принятии на работу и увольнении; - справку о заработной плате.Если у вас имеются другие документы, подтверждающие ваши трудовые отношения с работодателем, или неправомочность увольнения, приложите и их. В случае, если у вас нет никаких документов на руках, обратитесь в суд с просьбой их истребовать.
4
Выберите, в каком федеральном суде (районном суде) общей юрисдикции вы будете обжаловать решение. Можете обратиться по месту своей регистрации или по местонахождению работодателя.
5
Составьте исковое заявление, в котором укажите следующее:- наименование суда, в который подаете заявление;- свои данные;- данные организации, из которой вас уволили;- обстоятельства вашего увольнения;- претензии и требования к работодателю;- список прилагаемых документов.
6
Попытайтесь уладить все разногласия с работодателем мирным путем еще перед подачей искового заявления в суд. Составьте письменную претензию, в которой четко и грамотно изложите все свои требования (в двух экземплярах). Один экземпляр направьте работодателю, другой экземпляр, с отметкой руководителя, приложите к исковому заявлению. Бывают ситуации, в которых претензия является единственным документом, подтверждающим трудовые отношения.
Источники:
  • избежать увольнение
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500