Инструкция
1
Учтите, что единого подхода к определению размера рынка не существует. Кроме того, часто путают размер (объем) и емкость рынка. Емкость рынка – это максимальный объем продаж, которого могут достичь все предприятия в течение определенного периода времени. Размер рынка – это реальные продажи товара на некотором рынке за определенный период.
2
Размер рынка в масштабах всей страны или региона вы можете определить на основе структурных характеристик. При этом учтите следующие показатели: производство продукции, объем экспорта и импорта, остатки на складах. Расчет осуществляется на основе данных органов государственной статистики. Оценить объем рынка данным способом может маркетолог, обладающий высокими аналитическими способностями.
3
Используйте для оценки размера рынка метод, основанный на определении объема производства. В нем также необходимы статистические данные, но он намного точнее, особенно, если рынок относительно прозрачен, обслуживается немногими участниками, а экспорт и импорт легко определяется. В нашей стране к таким рынкам относятся рынок сырья, легковых автомобилей, капитального строительства.
4
Вы можете определить объем рынка по объему потребления. Однако сделать это несколько труднее, чем оценить рынок со стороны производства. Статистических данных для этого недостаточно, поэтому прибегайте к различным маркетинговым исследованиям. Это могут быть телефонные опросы, экспертные оценки, личное интервью. Чаще всего данный метод применяется для определения размера рынка продуктов питания, косметики, сигарет.
5
Оценить размер рынка вы можете и по объему продаж, используя аудит розничной торговли, опрос оптовых компании или экспертные оценки. Аудит розничной торговли основан на том, что товар продается только через розничную сеть (магазины, супермаркеты, киоски и т.д.). Определение размера рынка осуществляется путем суммирования всех объемов продаж во всех торговых точках. При опросе оптовиков выясните объем и частоту закупки, предпочтение видов и марок продукции и т.д. Оценить продажи на рынке вы сможете, если учтете выводы экспертов. В качестве экспертов, как правило, выступают руководители коммерческих служб, представители профессиональных объединений, журналисты, аналитики.