Совет 1: Причины перестройки 80-х

Начавшаяся в середине 80-х годов прошлого века в Советском Союзе перестройка стала началом краха социалистической системы. Масштабные преобразования всех сторон жизни общества, задуманные партийным руководством, привели к расшатыванию устоев государства и замене прежних экономических отношений капиталистическими. Причинами перестройки стали противоречия, раздиравшие советское общество.
М.С. Горбачев – инициатор перестройки в СССР

С чего начиналась перестройка

В начале 80-х годов XX века Советский Союз находился в состоянии социального, экономического и политического кризиса. Перед обществом стояла задача всестороннего обновления. Поводом для широких преобразований стал приход к управлению страной инициативной и энергичной команды реформаторов, возглавил которую молодой партийный лидер М.С. Горбачев.

Михаил Горбачев считал, что социалистический общественный строй далеко не исчерпал всех своих потенциальных возможностей. Новому лидеру страны казалось, что для восстановления нарушенного в социальной сфере и экономике равновесия достаточно совершить ускорение экономического развития, сделать общество более открытым, активизировать так называемый «человеческий фактор». Именно по этой причине в государстве был объявлен курс на ускорение, гласность и коренную перестройку общества.

Причины перестройки в СССР

Новое руководство пришло к власти в сложное для страны время. Еще в прошедшем десятилетии в СССР резко упали темпы экономического роста. Экономика страны к тому времени уже держалась лишь на высоких мировых ценах на нефть. Однако впоследствии ситуация на рынке энергоносителей изменилась. Нефть резко подешевела, а другие резервы экономического роста у СССР отсутствовали.

Партийная верхушка, которую в то время возглавлял Л.И. Брежнев, не могла решиться на коренные структурные преобразования в экономике, поскольку для этого требовалось бы отступить от социалистических принципов: допустить частную собственность и развивать предпринимательскую инициативу. Это неминуемо привело бы к замене социалистических отношений буржуазными, что означало крах всей партийно-государственной системы, построенной на коммунистической концепции развития.

В кризисе находилась также и политическая система страны. Престарелое партийное руководство не пользовалось авторитетом и доверием граждан. Партийная и государственная номенклатура была инертной и не проявляла инициативы. Главными критериями при отборе кандидатов на руководящие должности стали приверженность к официальной идеологии и лояльность к начальству. Тем, кто обладал высокими деловыми качествами, умел быть принципиальным в решении важных вопросов, дорога во власть была закрыта.

Общество накануне перестройки по-прежнему находилось под влиянием господствующей идеологии. Телевидение и радио наперебой рассказывали об успехах в деле социалистического строительства и преимуществах принятого в СССР образа жизни. Однако граждане страны видели, что на самом деле экономика и социальная сфера находятся в глубоком упадке. В обществе царило разочарование и назревал глухой социальный протест. Именно в этот пиковый период застоя М.С. Горбачев и приступил к своим перестроечным реформам, результатом которых стал развал СССР и всего социалистического лагеря.

Совет 2 : Чем характеризовалась перестройка в начале 90-х

В середине 80-х годов минувшего столетия под руководством лидера КПСС Михаила Горбачева в СССР развернулись масштабные преобразования в политике и экономике, получившие название перестройки. Несколько лет реформ не помогли создать «социализм с человеческим лицом». В начале 90-х годов Советский Союз перестал существовать как единое государство.
Инструкция
1
Начать перестройку советское руководство побудили негативные явления в политической и экономической жизни страны. Новому руководству страны казалось, что достаточно придать экономике ускорение, создать условия для перехода к свободному развитию народного хозяйства, обеспечить гласность, чтобы страна вышла на передовые рубежи в мире. Первый этап перестройки, начавшийся в 1985 году и продолжавшийся около двух лет, был встречен в обществе с энтузиазмом.
2
Однако к концу 80-х годов стало ясно, что «косметический ремонт» старой административно системы управления государством не приведет к желаемым результатам. Поэтому был взят курс на внедрение в экономику принципов рыночного ведения хозяйства, что было первым шагом страны к капитализму. К концу десятилетия страна находилась в остром политическом и экономическом кризисе, который требовал кардинальных решений.
3
С лета 1988 года начался второй этап перестроечных преобразований. В стране стали создаваться кооперативы, всячески поощрялась частная хозяйственная инициатива. Предполагалось, что через три-четыре года СССР сможет полностью интегрироваться в мировую систему капиталистического хозяйства, называвшегося «свободным рынком». Подобные решения коренным образом нарушали все прежние принципы ведения советского хозяйства и ломали идеологические устои. Коммунизм в СССР к началу последнего десятилетия XX века перестал быть господствующей идеологией.
4
Дорога к рынку оказалась чрезвычайно сложной. В 1990 году на прилавках отечественных магазинов практически не осталось товаров. Денежные средства, находившиеся на руках у населения, постепенно переставали быть мерилом достатка, ведь на них можно было мало что купить. В стране нарастало недовольство курсом правительства, которое явно направляло общество в тупик.
5
Партийное руководство приступило к третьему этапу перестройки. От чиновников партийные лидеры потребовали выработать программу перехода к настоящему рынку, в котором присутствовали бы частная собственность на средства производства, свободная конкуренция и самостоятельность предприятий. На этом фоне к середине 1990 года Б.Н. Ельцин фактически сформировал в России свой собственный центр политической власти, независимый от центрального руководства.
6
Перестройка отразилась и на внутриполитических процессах, происходивших в стране. В июне 1990 года российский парламент принял Декларацию о суверенитете, которая отменяла приоритет союзных законов. Пример России стал заразительным для других республик СССР, политические элиты которых также мечтали о независимости. Начался так называемый «парад суверенитетов», который быстро привел к фактической дезинтеграции Советского Союза.
7
Переломным пунктом российской истории, поставившим крест на перестройке, стали события августа 1991 года, названные позднее «августовским путчем». Группа высокопоставленных руководителей СССР объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Но эта попытка вернуть страну в прежнее политическое и экономическое русло была сорвана усилиями Б.Н. Ельцина, быстро перехватившего инициативу.
8
После провала путча в системе власти СССР произошли коренные изменения. Через несколько месяцев Советский Союз распался на несколько независимых государств. Так завершилась не только перестройка, но и целая эпоха существования великой социалистической державы.

Совет 3 : Как начиналась перестройка в СССР

80-е годы, СССР… Одни все еще ждут наступления коммунизма и светлого будущего, а другие уже понимают, что в великой стране грядут столь же великие перемены, которые станут началом конца советской державы.
Как начиналась перестройка в СССР

Переломное время

1985-1991 годы в истории СССР принято считать временем перестройки, когда в стране произошел отказ от социально-экономического уклада, формировавшегося годами.

М.С.Горбачева назначили на президентский пост в марте 1985 г. А уже 23 апреля этого же года он объявил курс на перестройку. Стоит сказать, что первоначально провозглашенный президентом политический курс назывался «ускорение и перестройка», при этом акцент делался на слово «ускорение». Впоследствии оно отпало, и на первое место вышел термин «перестройка».

Сущность нового политического курса поистине поражала здравомыслящих политиков, потому что Горбачев во главу угла ставил ускоренное развитие и выпуск промышленной продукции в небывалом объеме. С 1986 по 2000 годы планировалось произвести столько же товаров, сколько выпустили за предыдущие 70 лет.

Однако столь грандиозным планом не суждено было сбыться. Термин «ускорение» утратил популярность уже к концу 1987 года, и перестройка продлилась только до 1991 года, а завершилась развалом Союза.

Первый этап нового времени

Началась перестройка с кардинальной смены партийных руководителей. Нельзя не сказать, что кадровая номенклатура времен управления страной Черненко и Андропова настолько состарилась, что средний возраст партийного руководителя составлял 70 с лишним лет. Естественно, такое было недопустимо. И Горбачев серьезно взялся за «омоложение» партийного аппарата.

Еще одной важной приметой первого периода перестройки стало проведение политики гласности. Впервые за долгие годы реальность в Советском Союзе показывали не только в жизнеутверждающем свете, но отразили также и негативные стороны. Появилась некоторая свобода слова, конечно, еще робкая и не в полную силу, но тогда это воспринималось как глоток воздуха в душный полдень.
Во внешней политике Горбачев стремился к упрочению и улучшению советско-американских отношений. Это выразилось в одностороннем запрете ядерных испытаний.

Итоги начала перестройки

Стоит сказать, что первый перестроечный этап принес некоторые изменения в жизнь советского человека и общества в целом. Удалось омолодить состав партийного руководства, что пошло лишь на пользу стране и ее жителям. Гласность привела к снятию напряжения в обществе, а благодаря ядерному разоружению разрядилась обстановка в мире.

Однако затем ошибка за ошибкой, расхождение слова и дела со стороны правительства привели к тому, что достигнутые результаты сошли на нет.
Видео по теме

Совет 4 : Какие последствия для страны имела перестройка 1985-1991 гг.

В 1985 году новым генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Сергеевичем Горбачевым был объявлен курс Советского Союза на перестройку. С этого момента прошло уже три десятка лет, но некоторые последствия данных событий до сих пор нельзя оценить максимально объективно.
Какие последствия для страны имела перестройка 1985-1991 гг.

Необходимость перестройки

Главной причиной начала перестройки 1985-1991 годов послужило тяжелое экономическое состояние СССР, в которое страна попала еще в начале десятилетия. Первые попытки перестроить систему государства предпринял еще Юрий Андропов, который начал борьбу с всепроникающей коррупцией и воровством, тянувшими государство в пучину экономического хаоса, и попытался укрепить трудовую дисциплину. Его попытки привести перемены остались лишь попытками, не произведя должного эффекта. Государственная система была в тяжелом кризисе, но чиновники государственного аппарата не понимали и не осознавали этого.

Перестройка, инициированная Горбачевым, не подразумевала перехода государства к другой форме правления. Социализм должен был оставаться государственной системой. Под перестройкой понимались глобальная модернизация экономики в рамках социалистической модели хозяйства и обновление идеологических основ государства.

У руководящей верхушки не было понимания, в какую сторону следовало начинать движение, хотя и была коллективная уверенность в необходимости перемен. Впоследствии это привело к развалу огромного государства, которое занимало 1/6 часть суши. Однако не стоит полагать, что в случае эффективного проведения реформ, рано или поздно этот распад не произошел. Слишком уж общество нуждалось в новых веяниях и переменах, а уровень недоверия был на критическом уровне.

Последствия для государства

Во время перестройки выяснилось, что модель социализма, созданная в Советском Союзе, была практически нереформируема. Совершенная попытка реформировать систему, инициировала в государстве глубокий экономический кризис, впоследствии приведший страну в тупик. Изменения в политике, которые дали возможность сделать страну более открытой и свободной, привели лишь только к тому, что копившееся долгие годы недовольство в народных массах, было с лихвой выплеснуто наружу.

Запоздалая перестройка 1985-1991 годов, является губительным примером того, что может произойти с государством, если власть будет медлить с проведением реформ.

Михаил Горбачев уверен, что прорыв, совершенный во время перестройки, до сих пор является актуальным для большинства постсоветских стран. Новые государства до сих пор нуждаются в мощных импульсах и активных действия власти, направленных на демократизацию общества, которые должны будут завершить процессы, начатые в далеком 1985 году.

Совет 5 : В каком году началась перестройка

Официальным началом перестройки принято считать январь 1987 года. Тогда на очередном пленуме ЦК КПСС перестройка была провозглашена основным направлением развития СССР. Однако тому событию предшествовали почти 2 года начавшихся в стране реформ.
В каком году началась перестройка
Инструкция
1
Реально перестройка началась с приходом к руководству СССР нового генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева в марте 1985 года. В стране к тому времени назрели глобальные перемены. Мало кто тогда этого не понимал. Длительный период относительно благополучного брежневского застоя постепенно начал переходить в стадию откровенной деградации государства.
2
Экономика СССР находилась в состоянии стагнации. Несмотря на ежегодные данные статистики о неуклонном росте всех показателей, реальное положение дел становилось все хуже и хуже. Товаров на прилавках магазинов становилось все меньше, а абсолютно пустые идеологические лозунги призывавшие граждан еще немного потерпеть во имя близкого светлого будущего уже не работали. Народ хотел перемен.
3
Поэтому народ воспринял приход к власти в стане нового молодого, по меркам большой политики, энергичного человека, как добрый знак предвестия перемен к лучшему.
4
Несмотря на то что в своей первой же речи на новом высоком посту Горбачев заверил всех в том, что он будет и дальше продолжать политику компартии, ему никто не поверил. Настолько бодро и энергично он говорил, пока только намекая на предстоящие реформы.
5
В течение первых трех месяцев после прихода к власти, новый генсек поменял практически все высшее партийное руководство. На смену престарелым соратникам Брежнева пришли совершенно новые люди. Появились два крайне сомнительных по своей выполнимости и перспективе государственных проекта: о борьбе с панством и ускорении экономического развития страны.
6
А еще появляется, доселе совершенно неслыханное советским народом понятие - гласность. Тогда на заре перестройки были всего лишь ее маленькие проблески. Но народ был и этому безмерно рад. В официальной партийной прессе и на телевидении стало появляется много ранее совершенно недоступной простому смертному информации. С одной стороны стали даваться положительные материалы о жизни в странах Запада. С другой – критика в адрес партийных и советских органах.
7
Происходят и крупные перемены во внешней политике. Впервые за последние девятилетия глава СССР за 2 года четырежды встречается с президентом Соединенных Штатов. Происходят и встречи с другими главами западных держав. У людей всего мира появляется хрупкая надежда на окончание холодной войны и гонки вооружений.
8
Но настоящие перемены в советском обществе, которые во всем мире принято называть перестройкой начались только в 1987 году.

Совет 6 : Как началась перестройка в СССР

Перестройка началась столь стремительно, что многие советские люди восприняли как некое волшебное чудо. В обществе начало царить всеобщее оживление. А человеческие сердца наполнились светлыми мечтами.
Начало перестройки: очередь за водкой
Инструкция
1
О том, что в СССР грядут большие перемены, советский народ догадался, как только увидел на телевизионном экране нового генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева. Новоиспеченный генсек выступал с докладом на внеочередном пленуме партии, посвященном его вступлению в новую должность. И, хотя в том докладе не было ничего необычного, люди были приятно удивлены: новый глава государства выступал без бумажки. На фоне своих престарелых, немощных предшественников, которые, казалось, самостоятельно не могли сказать и слова, Горбачев выглядел просто ошеломляюще.
2
Новый генсек оправдал народные ожидания. По вечерам люди начали с интересом смотреть телевизионную информационную программу «Время». Потому, что каждый день в стране стали происходить какие-то интересные события.
3
Во-первых, почти каждых день происходили кадровые перестановки на вершине власти. Люди радовались уходу на пенсию старых брежневских соратников и живо обсуждали новых назначенцев.
4
Во-вторых, на экранах очень часто стал появляться сам новый генсек в очень непривычной обстановке. То показывают, как он запросто беседует с хлеборобами, то заходит в гости в квартиру к молодой московской семье… Когда же был показан сюжет, в котором Михаил Сергеевич побывал на молодежной дискотеке, все сразу поняли – перемены наступили всерьез и надолго.
5
Первый перестроечный указ «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» породил первые проблемы. Дефицит спиртных напитков и очереди у вино-водочных магазинов многих не обрадовали. К тому же колоссальные потери понес госбюджет.
6
Но зато в СССР уже на начальном этапе перестройки появилась такое неслыханное понятие, как «гласность». На страницах официальных газет начали публиковаться острые критические материалы о советской истории на радио и телевидении возникло много музыкально-развлекательных программ.
7
Были разрешены к показу ранее запрещенные отечественные кинофильмы. А в новых кинолентах появились откровенные эротические сцены, о которых кинорежиссеры и зрители не могли раньше даже и помыслить. Начали издаваться запрещенные к изданию книги преданных идеологической «анафеме» опальных поэтов и писателей. Широкому читателю стали доступны произведения Цветаева, Ахматовой, Пастернака, Булгакова и многих других выдающихся советских авторов.
8
И, наконец, в конце 1986 года в СССР был узаконен мелкий частный бизнес. Появились первые кооперативы.
9
Учитывая тот факт, что все эти события произошли всего за каких-то полтора года, можно себе представить, с каким восторгом воспринимались они советскими людьми.

Совет 7 : Какой след в истории оставила перестройка

Понятие перестройки пришло от инициатора и лидера замыслов по структурной реформе экономики и принципов управления государством – Михаила Горбачева, который пришел к власти в 1985 году. СССР в то время находился на грани глубочайшего социального и экономического кризиса. Тяжким бременем на бюджете страны лежала гонка вооружений. В обновлении нуждались все сферы жизни.
Какой след в истории оставила перестройка
Инструкция
1
О первых недостатках в государственном управлении заговорили еще в 1985 году, однако, фактическое начало перестройки пришлось на 1987 год. Постепенно начинается глобальное переосмысление международных отношений. Уменьшилась напряженность в отношениях СССР – США.
2
Масштабные перемены начались в конце 1987 года. С этого момента был взят четкий курс на большие экономические преобразования, перемены в политической системе и формированию нового мышления. Начались повсеместные перемены: литература, кино, культура, международные отношения, политика, сельское хозяйство – перестройка затронула все сферы жизни в стране.
3
Главным достижением перестройки стало провозглашение политики гласности и снятие многих запретов. Узаконивается частное предпринимательство, создается множество совместных предприятий с зарубежными компаниями.
4
В международной политике главной победой перестройки стало падение «железного занавеса». Это привело к совершенно новому взгляду в международных отношениях со всеми государствами в мире. СССР больше не представляется «империей зла», теперь это государство открытое и дружелюбное.
5
Помимо очевидных плюсов, период перестройки приводит к общей неустойчивости во всех сферах жизни. Экономика постепенно начинает ухудшаться, а новая финансовая система отличается нестабильностью.
6
На окраинах огромного государства рождаются и зреют идеи сепаратизма. Происходят первые столкновения на национальной почве. Могущественное некогда государство, начинает буквально трещать по всем швам, что и привело в итоге к его распаду.
7
В 1989 году СССР полностью выводит советские войска из Афганистана. Советский Союз перестает поддерживать социалистические режимы на территории других государств. Социалистический лагерь рушится. Знаковым событием того времени стало падение Берлинской стены и объединение Германии.
8
Начало 90-х годов стало логическим завершением перестройки. Кризис в экономике все больше углублялся, уровень криминала непрерывно растет, в обществе зреет недовольство. Критике подвергаются основы идеологии марксизма, а также сама революция 1917 года. Всеобщие антикоммунистические настроения и пустые прилавки в магазинах окончательно довершили крах перестройки.
9
Последствия перестройки крайне неоднозначны. Ее значение в истории еще будет не раз переосмыслено будущими поколениями. Положительными моментами перестройки можно назвать гласность и обретение обществом социальных и политических свобод. Однако, множество кровопролитных войн и распад СССР до сих пор считаются самыми трагичными моментами в новейшей истории.
Источники:
  • Перестройка - положительные и отрицательные моменты
  • Перестройка Горбачева и ее итоги
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500