Слово «догма» происходит от греч. dogma - мнение, решение, учение. С течением времени значение термина меняло оттенки. Например, в античной литературе он обозначал любые государственные указы или постановления, обладающие свойством неоспоримой истины, а в древнегреческой философии догматиками стали называть философов, которые, в противоположность скептикам, утверждали положительный взгляд на познаваемость мира. В области науки термином догма обычно обозначают неизменную формулу, применяемую без учета конкретных исторических условий, а производное понятие «догматическое мышление» стало враждебно научному знанию. Примером подобного способа мышления может служить отношение церкви к гелиоцентризму во времена Коперника и Галилея.

Сейчас данный термин имеет преимущественно религиозный смысл и означает некоторые теоретические положения вероучения, признаваемые непреложной истиной и не подлежащие критике или сомнению. Набор догм свойственен всем оформившимся религиям мира, будь то христианство, иудаизм, ислам или индуизм.


В христианстве первая официальная формулировка догмы была дана в 325 году на Никейском соборе и составила «символ веры». В 381 на Константинопольском соборе никейский символ был дополнен рядом новых догм, к ним относятся положения о единстве и троичности божества, грехопадении и искуплении, воскресении Христовом, Страшном суде и пр. Постепенно в ходе внутрицерковной идеологической и политической борьбы принимались новые догмы. На 4-м Вселенском соборе была признана непреложной истиной идея о двух естествах Христа - человеческом и божественном. В борьбе против иконоборчества 7-й Вселенский собор (781) принял догму «вероопределение об иконопочитании». Далее произошел раскол и православная церковь более констант не устанавливала, католическая же церковь еще неоднократно пополняла число христианских догм, иногда по единоличному решению римского папы. Среди новых догм можно назвать непогрешимость папы, также католицизм признает существование чистилища, непорочность зачатия Богородицы и некоторые др.

В протестантизме нет твердо установленной системы непреложных истин. Первоначально догматика протестантизма отличалась тем, что не принимала во внимание "священное предание", опираясь только на Библию. Но так как Библия поддается различным и часто противоречивым толкованиям, протестантизм создал огромную богословскую литературу, задачей которой стало введение некоего единообразия в толкование "истин веры". Ортодоксальный протестантизм обнаруживает тенденцию рассматривать как догму основные положения катехизиса Лютера.

В исламе основными догмами являются – «единство бога-аллаха, который "не родил и не рожден, и нет никого равного ему" и «пророческая миссия Мухаммеда, который по внушению свыше сообщил роду человеческому божественное откровение, записанное в Коране».

В индуизме основными догмами можно считать признание святости Вед, неравенства людей и переселения душ.