Совет 1: Когда разрешен отпуск по личным обстоятельствам

В статье 128 Трудового Кодекса оговаривается такое понятие, как отпуск без сохранения содержания – заработной платы. Трудовое право классифицирует такие отпуска, как социальные, не обусловленные трудом работника, а только личными обстоятельствами. Этот отпуск предоставляется работодателем в обязательном порядке любому работнику в случае наступления в его личной жизни определенного важного события.
Когда разрешен отпуск по личным обстоятельствам

Личные обстоятельства – что ими является по закону

Регламентируют предоставление отпусков, обусловленных личными обстоятельствами, абзацы 2-8 статьи 128 ТК РФ. К таким обстоятельствам кодекс относит:
- рождение ребенка, регистрацию брака, смерть кого-то из близких родственников;
- смерть мужа или сына-военнослужащего, погибшего вследствие ранения, контузии или увечья, при исполнении обязанностей, либо вследствие заболевания, связанного с исполнением военных обязанностей;
- вступительные, выпускные и текущие экзамены в учреждениях среднего и высшего образования, имеющих государственную аккредитацию.
Кроме того, отпуск по личным обстоятельствам без сохранения заработной платы и без указания причин предоставляется работающим на предприятии по трудовому договору инвалидам и почти всем категориям ветеранов.

И, хотя законодательство напрямую не относит к отпуску по личным обстоятельствам отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, предоставляемый в соответствии со ст.256 ТК РФ, он, по сути, также является отпуском без сохранения содержания. Все перечисленные отпуска предоставляются на конкретный срок, в зависимости от того, к какому виду «личных обстоятельств» они относятся.

Отпуск по соглашению сторон

Абзац 1 статьи 128 ТК РФ предусматривает предоставление отпуска по соглашению сторон, который может быть предоставлен работодателем любому работнику на любой срок, продолжительность которого может быть определена только этим соглашением. В подобном случае в письменном заявлении работник должен указать те уважительные причины, которые вынуждают его просить отпуск. Продолжительность его должна определяться совместно с работодателем. Часто на практике такие виды отпусков фактически предоставляются по усмотрению работодателя. При этом указание причины, чаще всего носящей личный характер, является обязательным.
Эти сведения относятся к персональным данным, они должны храниться, обрабатываться и использоваться в строгом соответствии с требованиями главы 14 ТК РФ и Федеральным законом «О персональных данных».

Для отпуска по соглашению сторон, предоставляемому по личным обстоятельствам, нет точного перечня причин, которые могут считаться уважительными. Но практика показывает, что вы сможете без особых препон получить его в случае юбилея, проводов сына в армию, отправления детей в летние лагеря и пр.

Совет 2 : Как получить отпуск военнослужащему по контракту

Отпуск военнослужащему по контракту предоставляется на основании приказа командира воинской части, в которой осуществляется служба. При этом пожелания по конкретному периоду отпуска учитываются только для некоторых категорий военнослужащих.
Как получить отпуск военнослужащему по контракту
Военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту, обладают правом на ежегодный отпуск, продолжительность которого зависит от общего срока службы. Отпуск таким лицам предоставляется на основании приказа командира воинской части, который руководствуется специальным планом предоставления отпусков, потребностями конкретного подразделения. Военнослужащий может попросить об отпуске в конкретный период времени, однако учитывать указанную просьбу командование обязано только в том случае, когда такое лицо принадлежит к специальной категории граждан, которые имеют право на предоставление отдыха по заявлению.

Кто имеет право выбирать период собственного отпуска?

Некоторые категории военнослужащих-контрактников могут самостоятельно писать заявления о предоставлении отпуска, причем командир части обязан удовлетворить их просьбу об отпуске в конкретный период. К указанным категориям относятся ветераны боевых действий на территории других государств, военнослужащие, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, отцы детей-инвалидов, возраст которых составляет менее шестнадцати лет, а также одинокие отцы детей, которые не достигли четырнадцати лет. Также учитывается мнение о конкретном периоде отпуска тех контрактников, жены которых находятся в отпуске по беременности, родам. Законодательство выделяет также ряд других категорий военнослужащих, обладающих правом на отпуск в удобное для них время.

Что следует учитывать при использовании отпуска контрактникам?

Военнослужащие по контракту должны учитывать, что продолжительность их ежегодного отпуска возрастает при увеличении стажа военной службы. Так, начальная длительность отдыха составляет тридцать суток в год, а максимальная при достижении определенного стажа – сорок пять суток ежегодно. Кроме того, некоторые категории контрактников имеют право на использование дополнительного отпуска. В этом случае при наличии возможности командиры воинских частей также обязаны учитывать пожелания военнослужащих и предоставлять основной и дополнительный отпуск без перерыва между ними. Иногда сам контрактник по определенным причинам хочет разделить собственный отпуск на несколько частей. В этом случае следует направить командованию соответствующую просьбу с учетом того обстоятельства, что одна часть отпуска не должна составлять менее пятнадцати дней.
Источники:
  • Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500