Совет 1: Что такое черная бухгалтерия

Сегодня термин «черная» бухгалтерия прочно вошел в обиход. Он хорошо знаком и понятен руководителям предприятий, бухгалтерам, экономистам, финансистам, налоговикам и множеству других специалистов, по роду деятельности имеющих отношение к экономике организаций и предприятий.

Что представляет собой «черная» бухгалтерия

В настоящее время отечественные специалисты не находят единства во мнении, что же включает в себя понятие «черная» бухгалтерия.
Одни из них относят к «черной» бухгалтерии заработную плату «в конверте». Другие - всю неучтенную официально наличность. Третьи считают, что она кроме денежных средств учитывает неофициальные пассивы и активы, то есть товары, задолженности, основные средства и тому подобное.

Правильно будет считать, что «черный» бухгалтерский учет - это финансово-экономический процесс и мероприятия по учету, реализуемые тайно от государства.
Цель «черной» бухгалтерии очевидна: работники стараются скрыть доходы от обложения налогами, при этом скрываются доходы не только самого предприятия, но и его сотрудников, самый яркий пример - зарплата «в конверте».

Ведение «черной» бухгалтерии поручают опытным и ответственным сотрудникам, пользующимся доверием руководства.

Особенности «черной» бухгалтерии

Наиболее распространенные экономические и финансовые процессы «черной» бухгалтерии - реализация товаров, услуг и работ за наличные без отражения в бухгалтерском учете, привлечение займов наличными без отражения в бухгалтерии, хранение и получение неучтенных товаров и материалов, применение основных средств без отражения в бухгалтерии.
Учет «черной» бухгалтерии - сокрытие прибыли и выручки от налоговиков, управление неуказанными в бухгалтерии потоками финансов, выплата и начисление зарплаты «в конверте».

Согласно оценкам экспертов, около половины хозяйственных и финансовых операций в России совершают «по-черному». Большинство организаций и предприятий, занимающихся производством, строительством, торговлей, а также работающих в сфере обслуживания, не могут работать без «черной» бухгалтерии.

Технологии ведения «черной» бухгалтерии похожи на технологии официальной. Она точно так же использует понятия: кредит, дебет, расход и приход, двойные записи, оприходование, сальдо, списание, отчетность и инвентаризация. Но данные «черного» бухгалтерского учета предназначены только для использования внутри предприятия, доступ к этим данным имеют далеко не все.

Из-за использования «черной» бухгалтерии, структура финансов предприятия приобретает характерные особенности и отличается от структуры финансов, подтвержденной документально.

Совет 2: Что такое инвентаризация

Инвентаризация позволяет проверить соответствие реального состояния дел на текущий момент с данными бухгалтерского учета. Решение проводить инвентаризацию принимает администратор или сам собственник, когда нужно подтвердить данные бухгалтерского учета или выявить имеющиеся ценности.
Инвентаризация опирается на различные документы, причем как специально составленные, так и уже заполненные. Акцент на сличительные ведомости инвентаризаторами делается при поиске должного. Если же им необходимо найти сущее, то только заполняется инвентаризационная опись. Так, если на предприятии ведется лишь суммовой учет, то достаточно, переписав, расценить наличность. Если же на складе или в бухгалтерии ведется количественный или количественно-суммовой учет, то на первый план выходит вопрос выверки ассортимента ценностей.Эта работа очень кропотливая и, несмотря на то, что последствия могут быть весьма печальными, людям необходимо ее выполнять. Зачастую целью инвентаризации является необходимость выявить обманщиков, в иных случаях – это просто формальность. Между заинтересованными в инвентаризации людьми ответственность должна быть разделена на тех, кто проверяет (инвентаризаторы), кого проверяют (материально ответственные) и тех, для кого проводят проверку (собственник или администратор).Лица, действительно заинтересованные в настоящей работе, потребуют от инвентаризаторов переписать все предъявленное имущество и представят это в инвентаризационной описи. Бухгалтерия, в свою очередь, проставит в сличительной ведомости учетные данные, к которым припишут натуральные показатели и затем выведут остатки.Чтобы избежать фальсификации результатов инвентаризации, приступая к своим обязанностям, опытные инвентаризаторы складывают от каждого вида ценностей несколько единиц (сколько - никому не должно быть известно) в мешки, пломбируя их. В итоге ни проверяющие, ни проверяемые не знают настоящих остатков. После этого в описях заинтересованными работниками склада пересчитываются и переписываются фактические остатки, но только без изъятых на время вещей. Лишь когда натуральные остатки будут дополнены данными, взятыми из мешков по снятию пломб, можно будет сопоставить их со сличительной ведомостью.Решающее значение при инвентаризации имеет заинтересованность в ее результате. В противном случае – во избежание лишнего шума, подлинные результаты работы могут быть скрыты администраторами от собственника.
Видео по теме

Совет 3: Что такое сальдо

Сальдо представляет из себя разницу между доходами и расходами компании за определенный промежуток времени. Оно может иметь положительное и отрицательное значение.
Термин сальдо можно рассматривать с позиций бухгалтерского учета и внешнеторговых операций.

Сальдо в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете сальдо — это разница между суммами дебета и кредита или между суммами поступлений на счет предприятия и списаниями. Сальдо отражает состояние денежных средств компании на определенную дату.

Различают дебетовое и кредитовое сальдо. Дебетовое сальдо возникает, когда дебет больше кредита. Он отражается в активах баланса.

Кредитовое сальдо отражает ситуацию, когда кредит больше дебита и показывается в пассивах баланса. Если по счету отсутствует остаток (нулевое сальдо), он называется закрытым. В бухучете отдельные счета могут одновременно иметь два типа сальдо - дебетовое и кредитовое.

На практике анализируется не вся история бухгалтерского счета, а лишь отдельный временной промежуток, например, последний месяц или квартал. При таком подходе к анализу различают следующие параметры:

- входящее сальдо - оно отражает остаток по счету на начало отчетного периода (например, на начало месяца);

- сальдо за период — обобщающий (суммарный) результат операций за определенный временной промежуток;

- дебетовый и кредитовый обороты отражают изменения средств на бухгалтерском счете за определенный период;

- конечное сальдо - остаток по счету на конец периода, рассчитывается как сумма входящего сальдо и дебетового оборота за минусом кредитового сальдо, для пассивного сальдо из суммы кредитного сальдо и оборота вычитается дебетовый оборот.

Сальдо в платежном балансе

Во внешнеторговых отношениях сальдо анализируется с точки зрения разницы между суммами экспорта и импорта за определенный временной период, часто - за год. При этом различают сальдо торгового и платежного баланса.

Сальдо торгового баланса — разница между экспортными и импортными оборотами. Оно может быть как положительным, так и отрицательным. Внешнеторговый баланс может рассчитываться по регионам, отдельным странам или группам товаров.

Положительное сальдо торгового баланса возникает в случае превышения экспорта над импортом и свидетельствует о том, что страна больше продает за рубеж, чем покупает. Это также говорит о том, что страна не потребляет весь объем произведенной продукции, а также о повышенном спросе на ее товары на международном рынке. В России в последние годы отмечается положительное сальдо торгового баланса, во многом за счет экспорта энергоносителей и металлов на внешние рынки.

Отрицательное сальдо свидетельствует о превышении импорта над экспортом. Считается, что отрицательное сальдо является плохой тенденцией и сигналом для государства о том, что рынок зависим от импортных товаров. Также оно свидетельствует об ущемлении интересов внутренних производителей и низкой экспортной конкурентоспособности изготавливаемых товаров. МВФ указывает на полезность для экономического развития положительного торгового баланса. Отрицательное сальдо торгового баланса часто приводит к обесцениванию (девальвации) денег в этих странах.

Но не всегда отрицательный торговый баланс - негативное явление для экономики. Так, например, в Великобритании и США (странах с отрицательным балансом), это позволяет сдерживать инфляционные процессы и перенести трудоемкие производства в страны с дешевой рабочей силой.

Сальдо торгового баланса является основой сальдо платежного баланса. Последнее представляет из себя разницу между зарубежными поступлениями и платежами заграницу. Положительное сальдо платежного баланса наблюдается при превышении внешних поступлений над исходящими платежами. Отрицательное сальдо говорит о превышении платежей из страны над поступлениями в страну.

Отрицательное сальдо ведет к уменьшению валютного резерва страны, поэтому многие страны стремятся к поддержанию положительного сальдо.

Совет 4: Что такое финансовые активы

Финансовые активы - это специфическая форма собственности, которая позволяет компании получить дополнительный доход. Они дают право владельцу требовать от кредитора платежа в соответствии с договором.
Инструкция
1
В число финансовых активов включаются золото, ценные бумаги, валюта и депозиты, страховые технические резервы, займы, дебиторскую и кредиторскую задолженность, прямые иностранные инвестиции. Также к ним относятся долевые инструменты других компаний. В любом случае отличительной чертой финансовых активов является то, что их легко можно обменять на деньги (т.е. они обладают высокой ликвидностью), либо на другие финансовые инструменты.
2
В свою очередь к финансовым активам не относят задолженность по авансам, договорные права по фьючерсам, активы недоговорного характера, материальные и нематериальные активы. Владение этими активами, хотя и приносит прибыль, но не дает право на получение иных финансовых активов. Также не включается в число активов налоговая задолженность. Она не может рассматриваться как финансовый инструмент, т.к. не имеет контрактного характера.
3
Противоположным понятием для финансовых активов являются финансовые обязательства. Они возникают в случае, когда кредитор получает денежные средства от должника по условиям контракта. Данная процедура представляет собой финансовый актив для кредитора и пассив - для должника.
4
Разделение финансовых операций на активы и пассивы осуществляется не по их предмету, а по направленности сделки. Одни и те же инструменты, например, ценные бумаги для одних компаний могут быть активом, а для других - пассивом. Так, когда компания эмитирует собственные акции и продает их на открытом рынке, они выступают в качестве средства привлечения заемного капитала или в качестве финансового пассива. Для тех компаний, которые покупают эти акции на бирже, они становятся активами.
5
Финансовые активы отличаются от производственных активов тем, что они не обладают потребительскими свойствами. Их единственное предназначение - принести прибыль компании от их приобретения. Очевидно, что предприятие не будет инвестировать свои средства в те финансовые активы, которые не смогут принести дополнительный доход.
6
Рациональное использование финансовых активов обеспечивает ритмичность операционного цикла, а также стабильность поступления оборотных средств. Соответственно, эффективность работы компании во многом определяется грамотным управлением финансовыми активами. Основными целями менеджмента должны стать обеспечение сбалансированности финансовых потоков, их синхронности формирования во времени, а также обеспечение роста чистого денежного потока компании.

Совет 5: Как доказать черную зарплату

Если вы получаете зарплату «в конверте», будьте готовы к тому, что, возможно, со временем вам придется доказывать факт ее выплаты в налоговых органах или суде, например, при расчете пенсии.
Инструкция
1
Соберите все необходимые доказательства того, что работодатель платит вам «черную» зарплату. Сведения могут быть получены из открытых источников или относиться к так называемым «креативным доказательствам» (например, аудио- и видеозаписи ваших переговоров).
2
Соберите доказательства из открытых источников информации, а именно:
- объявление о вакансии в СМИ, по которому вы нашли работу;
- сведения Госкомстата о приблизительном уровне доходов от работы по вашей специальности в конкретном регионе;
- сведения о среднем уровне зарплаты, полученные из профессиональных ассоциаций (если ваша специальность предполагает их наличие);
- расчетные листы и копии ведомостей;
- конверты с вашей фамилией (а также с фамилиями ваших сослуживцев), в которые работодатель раскладывал зарплату;
- иные документы, доказывающие то, что работодатель вел двойную бухгалтерию (заполненные наряд-заказы, записки руководителя, собственноручно им составленные для главного бухгалтера и пр.);
- справку о реальном размере зарплаты, заверенную бухгалтерией. Для того чтобы ее получить, сошлитесь, например, на то, что вы собираетесь оформить кредит. Но если у вас уже был конфликт с руководством или вам постоянно задерживают зарплату, получить такую справку будет проблематично.
3
Собирайте аудио- и видеоматериалы так, чтобы потом их можно было приобщить к делу и использовать при допросе свидетелей. Например, проведите анкетирование среди сотрудников, добейтесь поручительства профсоюза и пр.).
4
Обратитесь в налоговые органы и в суд, приложив к исковому заявлению, все собранные доказательства. Если вы выступаете с требованием о взыскании суммы задолженностей по зарплате, попросите суд обязать ваше руководство оформить трудовой договор, в котором должен быть указан реальный размер оклада. Не заявляйте своих требований на компенсацию морального ущерба, так как в данной ситуации это нецелесообразно.

Совет 6: Что такое актив и пассив в бухгалтерском учёте

Люди, занимающиеся бухгалтерским учетом, знают, что вся их деятельность построена на работе с активами и пассивами. Что же представляют собой эти две составляющие?

Активом и пассивом в бухгалтерии является первая и вторая часть бухгалтерского баланса. Совокупность результатов, собранных в единый список в виде таблицы с двумя сторонами называется бухгалтерским балансом.

Эта таблица показывает количество хозяйственных средств и их ключ образования в денежной расценке на определенный срок. На активных счетах бухгалтерии видны имеющиеся средства, а остаток на активном счете показывает, как распределены средства, то есть куда они направлены.

На пассивных счетах видны источники образования хозяйственных средств. Остатки на пассивных счетах показывают, как появились средства. Обязательно нужно запомнить, что в бухгалтерском учете активы и пассивы – это одни и те же деньги, только разделенные на разные группы. Значит, сумма активов всегда будет равна сумме пассивов. Вся сумма активов (или пассивов) является «валютой баланса», однако к валюте других стран этот термин не имеет никакого отношения и служит только для того, чтобы определить объем хозяйственной деятельности той или иной фирмы. В любое время, посмотрев на баланс организации, можно получить сведения о ее денежном положении. Также он показывает имения организации на день составления баланса. Бухгалтерский баланс имеет две части. В первой части собственность представлена разбитой по ячейкам образования – это пассивы, а во второй части собственность представлена по виду, расстановке и количеству элементов - это активы.

Некоторые люди считают, что бухгалтерское дело очень сложное и непонятное. В какой-то мере это действительно так, ведь большая доля бухгалтерской профессии заключается в исследовании сложных указаний о том, на каких конкретно бухгалтерских счетах и в какой последовательности нужно делать учет каких-либо работ.

Источники:
  • бухучет актив пассив

Совет 7: Что такое документооборот

Документооборотом в бухгалтерском учете называется составление или получение первичных учетных документов, их упорядоченное движение по подразделениям, принятие к учету, обязательная обработка и последующая передача в архив. В организациях движение документов определяется графиком документооборота.

Для всех первичных документов в бухгалтерском учете существует несколько этапов документооборота. Первый и основной – это составление учетного документа непосредственно в момент совершения хозяйственной операции либо сразу после ее окончания. Фиксирование операции хозяйственной деятельности производится в соответствии с установленными требованиями. Все должностные лица, которые создали и подписали первичные документы, несут ответственность за достоверность информации, которая содержится в данных документах.

Второй этап - передача в бухгалтерию оформленных первичных учетных документов. Бухгалтер обязан проконтролировать их содержание, полноту и правильность составления, а затем выполнить арифметическую проверку. Далее первичные учетные документы проходят обработку. При этом натуральные показатели переводятся в денежные измерители. Такой процесс называется таксировкой, или расценкой.

Затем документы подбираются по их экономическому содержанию (например, начисление заработной платы, приход и расход готовой продукции и т.д.) и проходят контировку. На этом этапе в них указывается корреспонденция бухгалтерских счетов по данной хозяйственной операции. Далее первичный учетный документ и содержащаяся в нем информация о хозяйственной операции вносится в учетный регистр. Затем документы обязательно должны быть направлены на хранение в архив.

Составить графики и схемы документооборота, исходя из особенностей хозяйственной деятельности организации - обязанность главного бухгалтера. График должен быть утвержден руководителем организации. Унифицированной формы такого документа не существует. Однако есть главные моменты, которые необходимо учесть при его составлении: график документооборота должен отражать оптимальное количество подразделений для прохождения каждого первичного документа и определять минимум его нахождения в каждом подразделении.

Данный локальный нормативный акт оформляется в виде схемы или перечня первичных учетных документов, которые должны представлять подразделения. Обязательно нужно указывать исполнителей; отразить, какими документами должны обмениваться подразделения и в какие сроки. Эффективно организованный документооборот обеспечивает своевременность оформления бухгалтерской отчетности.

Работники организации обязаны соблюдать установленные сроки документооборота. Главный бухгалтер осуществляет контроль за соблюдением графика.

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше