Совет 1: Дефекты речи у детей

Сегодня все больше и больше детей страдает из-за дефектов речи. Малыши все чаще картавят, начинают позже говорить, а когда наступает момент первых слов, они заменяют одни звуки другими. С чем связаны такие расстройства речи?

Причин очень много, но среди них выделяются следующие:

  • заметное сокращение общения детей и родителей и отсутствие должной психологической атмосферы в семье; 
  • просмотры мультфильмов, в которых главные действующие персонажи произносят слова искаженно;
  • воспитание ребенка в двуязычной семье;
  • прием антибиотиков ребенком в самые первые месяцы его жизни;
  • частые болезни, влияющие на слух;
  • неустойчивая психика ребенка;
  • стрессы матери во время беременности.

Что же делать при дефектах речи у детей? 

Во-первых, необходимо обратиться к логопеду – специалист всегда сможет вам помочь и подскажет вам пути решения вашей проблемы.

Во-вторых, необходимо чаще общаться со своим ребенком, ведь именно общение с папой и мамой отлично влияет на детский ум, чувства и речевые способности.

В-третьих, важно ограничивать время пребывания за компьютером и телевизором.

В-четвертых, нужно соблюдать режим, включающий тихий час и отбой в полдесятого.

В-пятых, важно, чтобы атмосфера в семье была положительной, без нервов, раздражительности и подавленности.

Помните – не надо откладывать проблемы на потом, ведь в будущем от них будет гораздо тяжелей избавиться. Речь у мальчиков формируется до 5,5 лет, а у девочек – до 5 лет. Учитывайте это и принимайте своевременные меры.

Совет 2: Как бороться с дефектами речи

Если ваш ребенок картавит или имеет какой-либо другой дефект речи, покажите его логопеду. Возможно, это связано с тем, что он не мог вовремя перейти от одного типа глотания к другому. Как же бороться с дефектами речи?
Инструкция
1
Для начала научите ребенка правильно глотать. Выполняйте вместе с ним несложные упражнения, и функции глотания придут в норму.
2
Посадите своего кроху перед зеркалом. Пусть он держит голову прямо, слегка отведите ему плечи назад. Колени должны быть согнуты, ноги и ступни – вместе. Делайте упражнения ежедневно, в медленном темпе с повторением от 20 раз и больше.
3
Например, предложите малышу слегка приоткрыть рот и начать облизывать верхнюю и нижнюю губы, а затем водить языком от одного угла к другому. Теперь пусть попытается достать языком перегородку носа, подбородок.
4
Расскажите крохе еще об одном упражнении, например, когда малыш улыбается и открывает рот, пусть гладит широким кончиком языка небо от зубов к горлу. При этом объясните ему, что нижняя челюсть у него не должна двигаться.
5
Предложите ему улыбнуться, открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы изнутри движениями вправо-влево. Попросите ребенка снова улыбнуться, приоткрыть рот, а потом кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны.
6
Поэкспериментируйте другим упражнением, например игрой в лошадку. Для этого пусть кроха улыбнется, потом откроет рот и пощелкает кончиком языка, показывая, как цокают лошади. Рот при этом должен быть открыт, а кончик языка не вытянут и не заострен. Следите, чтобы язык не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Это упражнение нужно выполнять как минимум 60 раз.
7
Для борьбы с дефектами речи может помочь упражнением и с простым шариком из хлеба. Положите его на кончик языка ребенка и попросите делать глотательные движения, одновременно как бы удерживая его.
8
Помните, для тренировки губ, языка, мягкого неба и глотку подрастающему малышу очень полезно жевать твердую пищу. Поэтому ежедневно давайте ребенку сырую морковь, яблоки, репку, сушки или мясо кусочками.
Видео по теме

Совет 3: Почему у детей возникают дефекты речи

Современные дети часто страдают различными дефектами речи: заиканием, невнятной дикцией, проглатыванием отдельных звуков, затрудненным произношением звуков и слов. Иногда это связано с физиологией, например, врожденными артикуляционными изменениями речевого аппарата. Но чаще всего проблемы и трудности произношения связаны с развитием ребенка, его психологическим состоянием.

Врожденные патологии можно исправить, обратившись к специалистам. Но если проблемы с речью связаны с психическим развитием и психологическим состоянием малыша, то тут уже многое зависит от взрослых, их поведения и знания особенностей развития своего ребенка.

Родители – формалисты: требовательность порождает страх

Одна из наиболее часто встречающихся причин неправильного развития речи – слишком требовательные и строгие родители.  Ребенку свойственно шалить, баловаться, совершать необдуманные поступки. Такова его природа, которую малышу трудно «перебороть». Совершив нечто такое, что может не понравиться маме и папе, проказник начинает переживать, волноваться. Тревога перед предстоящей «разборкой» перерастает в страх. Когда наступает время объяснения с родственниками, малыш, беспокоясь и волнуясь, начинает «задыхаться» (напряженное эмоциональное состояние вызывает учащенный пульс, начинают сохнуть губы, язык). Неправильное дыхание – первый признак и симптом затрудненной речи. Так возникает заикание.

Любящие родители – поощрители инфантилизма

В некоторых семьях слишком много внимания уделяется чадам. Это может быть вызвано разными причинами. Ребенок может быть долгожданным первенцем или, наоборот, поздним у стареющих родителей. Сын или дочка у чересчур любящих родителей становятся всеобщими любимцами, балованными и капризными. Их поведение напоминает поведение маленьких детей, если даже им уже 15 лет. Инфантильные дети плаксивы, их настроение часто меняется. Они не только ведут себя как маленькие, но и разговаривают как маленькие. Им свойственны сюсюканье и «детские» интонации.

Родители трудоголики – попустительский метод воспитания

Многие проблемы с речью у детей были бы предупреждены, если бы родители, живущие своей работой и житейскими невзгодами, почаще занимались своими детьми. Это касается не только тех, кто слишком много времени проводит на работе, но вообще всех родителей, не уделяющих (по разным причинам) внимания своим детям.

Логопеды говорят, что многие дефекты речи легче предотвратить, чем вылечить. Достаточно прислушиваться к ребенку, интересоваться его проблемами, заботами, выяснять причины его страхов. Ведь развитие речи напрямую связано с развитием личности малыша, с его психологическим состоянием.

Разговаривайте с детьми

Дети учатся говорить, подражая взрослым. Поэтому нужно все время с ними разговаривать, уметь выслушивать, учить слушать другого. Разговаривайте с детьми не в спешке, как бы между прочим. Разговаривайте медленно, ласково, часто называя разные предметы, называя предмет разными синонимами. Используйте в разговоре с ребенком пословицы и поговорки, красивые сравнения и метафоры.

Не стоит слишком зацикливаться на звуках, которые малышу пока не удаются. Иначе вы заставите ребенка смущаться и чувствовать свое несовершенство. Тем более не повторяйте за ним «корявые» слова. Если ребенок (намеренно или нет) произнес слово неверно, повторите это слово еще раз, но уже правильно. Неосознанно дети подражают взрослым, и малыш будет стремиться к верному произношению.

Главное, набраться терпения на пути овладения ребенком правильной речи.

Видео по теме

Совет 4: Как выявить дефект речи у ребенка

Число речевых расстройств у детей с каждым годом растет. В связи с этой неблагоприятной тенденцией актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей принимает глобальный характер.
Инструкция
1
Запомните, чем больше вы занимаетесь с ребенком и развитием его речи, тем быстрее вы можете распознать проблему. Вот некоторые вещи, которые должны вас насторожить.
2
Обратите внимание на то, как часто ваш малыш издает звуки, похожие на воркование, бульканье, прислушайтесь к тому, как он лепечет. В двенадцать месяцев он должен проявлять внимание к говорящему или хотя бы подражать элементарным звукам.
3
Убедитесь, что к полуторагодовалому возрасту словарный запас вашего крохи составляет не менее пятидесяти слов. В два года он должен использовать комбинации из двух слов, а трем годам составлять короткие фразы.
4
Проверьте для начала, может ли кроха выговаривать гласные звуки изолировано от других. Полетайте, как самолетики, одновременно потяните: «У-у-у». Пусть малыш видит ваш рот. После нескольких попыток покажите самолетик в книжке, спросите, как он гудит, и посмотрите, сможет ли он произнести этот звук.
5
То же самое с другими гласными. К двум годам такие слова и звукоподражания, как «ку-ку», «му-му» и подобные им, обязательно должны присутствовать в речи. В противном случае, обратитесь к логопеду, он посоветует, как вам заниматься.
6
При первых признаках выявления дефекта речи, ежедневно выполняйте с малышом ряд несложных упражнений в медленном темпе по 10-15 раз. Например, предложите ему сжать зубами небольшой карандаш так, чтобы он находился поперек зубного ряда, а затем перемещать кончик языка то выше, то ниже карандаша. Или положите на кончик языка ребенка хлебный шарик и попросите его делать с усилием глотательные движения, одновременно удерживая шарик.
7
Если вы встревожены развитием речи ребенка, поговорите с педиатром. Возможно, эту проблему придется решать с помощью совместной работы ортодонтов, детских стоматологов, а также логопедов и педагогов в детских дошкольных учреждениях. С их помощью вы можете, как можно раньше выявить у малыша миофункциональные нарушения, способствующие возникновению речевой патологии, и принимать эффективные меры к их устранению.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше