Природные причины



Климатические условия России достаточно сложны. Жаркое лето, холодная зима и обилие дождей ведут к сильному износу дорог. Вода, попавшая в естественные трещины асфальтового покрытия, которые возникают в силу различных причин, в том числе и из-за перегрева дорожного полотна, при замерзании начинает расширяться, увеличивая размер трещины.

Когда начинается потепление и, соответственно, паводок, почва под асфальтом размораживается и из-за обильной влаги начинает просто «плыть». При интенсивной эксплуатации такой дороги на ней начинают появляться ямы и провалы.


Технологические причины



Современная дорога представляет собой «бутерброд», который состоит из грунта, песка и щебня, покрытых сверху асфальтом. Постепенно щебень смешивается с песком, песок с грунтом, что снижает прочность данного состава и лежащего на нем асфальтового покрытия.

Более качественная и прочная асфальтобетонная смесь или пластиковая георешетка, которые сохраняют целостность лежащих под ними слоев песка и щебня, обходятся дороже, чем просто заливка асфальтом, и требуют более квалифицированных специалистов.
В развитых странах в дорожном полотне активно применяют геотекстиль и георешетку, в разы повышающие износоустойчивость дорог. В СССР для этого использовали дорогие бетонные плиты, также увеличивавшие ресурс дороги.


Кроме того, очень часто нарушается технология строительства дорог. Нередко слои песка и щебня, на которые собираются укладывать асфальтовое покрытие, не разравнивают, что приводит к появлению кочек и пустот в асфальте. Помимо этого, укладка асфальта происходит и в холодное время года, когда загруженный в асфальтобетонном заводе горячий асфальт прибывает к месту укладки уже остывший и плохо поддающийся воздействию на него асфальтоукладчика и катка.

Ремонт дорожного полотна в России происходит, как правило, нерегулярно. Обычно он представляет собой точечную заделку ям и трещин. Когда в них скапливается вода или снег, строители не утруждают себя их очисткой и зачастую просто укладывают асфальт сверху. При потеплении место ремонта начинает напоминать своеобразный «пузырь», заполненный водой или воздухом. Итогом этого становится новая яма на месте старой.

Технические причины



Из-за больших расстояний и распространенности автотранспорта дороги в России подвергаются более интенсивной эксплуатации, чем где бы то ни было. Поток автотранспорта постепенно изнашивает дорожное полотно. Особенно это относится к грузовикам и лесовозам, которые буквально «разбивают» своими колесами асфальт.
Груженые лесовозы и фуры, 15 раз в день проезжающие по дороге, способны привести в негодность новое асфальтовое покрытие за 2-3 года, в то время как ремонт дороги должен проводиться 1 раз в 4 года.


В итоге на качество дорог в России влияет целый комплекс причин, что приводит к быстрому разрушению дорожного полотна и существенным усилиям при его восстановлении.