Совет 1: Какие могут быть последствия сотрясения мозга

Сотрясением головного мозга медики называют нарушение мозговых функций, причиной которого послужила травма, не связанная с повреждением кровеносных сосудов. Обычно явление бывает вызвано ударом мозгового вещества о внутреннюю сторону черепной коробки, при этом происходит растяжение отростков нервных клеток. Несмотря на то, что травма не считается тяжелой, последствия сотрясения мозга могут быть достаточно серьезными.
Какие могут быть последствия сотрясения мозга

Расстройство поведения и личности

Часто люди, перенесшие сотрясение мозга, жалуются на появившуюся в их поведении раздражительность и агрессивность. Даже мелкие неприятности вызывают у них злобу и нервозность. Они становятся либо плаксивыми, либо грубыми, их настроение постоянно меняется – от грозно-тихого до ярко враждебного. Они не замечают радостных моментов жизни, видят только негатив, обижаются на окружающих людей, считают себя непонятыми и обделенными вниманием. Если и до травмы наблюдались подобные симптомы, то в посттравматическом периоде они заметно обостряются.
Ученые заметили, что если у человека травмирована лобная часть, то у него чаще наблюдается состояние эйфории, снижение критического отношения к себе и своим поступкам. Окружающими это воспринимается как заносчивость или гордыня.

Когнитивные расстройства

После сотрясения мозга люди часто не могут сосредоточиться, быстрее утомляются, особенно после умственной работы. Они становятся метеозависимыми, во время дождей, метелей, магнитных бурь на солнце, солнечных и лунных затмений они страдают головной болью, отмечают вялость, слабость, угнетенное расположение духа. Ухудшается память: человек не может вспомнить автора знакомых строк или музыки, его расчеты не отличаются точностью, он путается в правилах грамматики и т.д.

Вегето-сосудистая дистония

Черепно-мозговая травма может повредить вегетативную нервную систему, тем самым повышая риск сбоев в работе сердца и сосудов. Недостаточное кровообращение нарушает функции всех органов.

Психотические симптомы

После сотрясения мозга психотические симптомы наблюдаются не очень часто, и все же прецеденты бывают. В этих случаях говорят о повреждении участков мозга, ответственных за зрение, обоняние, восприятие слуха и речи. Пострадавшего человека преследуют галлюцинации, т.е. он слышит голоса, видит какие-то образы. Иногда он становится одержим бредовыми идеями (например, о господстве над миром или глобальной слежке за ним со стороны разведслужб и т.п.). Особенно часто это происходит с теми, кто ударился затылочной частью головы.

Посттравматическая эпилепсия

Бытует мнение, что посттравматическая эпилепсия может наступить только при сильном ушибе головы с потерей памяти или глубоким обмороком. Однако аналитики говорят о возможности появления устойчивых, повторяющихся эпилептических припадков даже при незначительном внешнем воздействии. Либо, подчеркивают медики, происходит активизация скрытых очагов, которые не давали знать о себе раньше. Этот вид эпилепсии случается чаще, когда травма приходится на височные области или темя.
Начальные приступы могут проходить со слабыми симптомами, на них мало обращают внимания, и человек остается без лечения длительное время. Между тем это напрямую влияет на когнитивные способности, на душевное состояние больного.

Неврозы и психозы

Достаточно распространенное последствие сотрясения головного мозга – неврозы. Постоянно преследующие больного человека чувства сильной тревоги, страха, ужаса, абсолютная неспособность сосредоточиться, заниматься учебной или трудовой деятельностью – эти и другие проявления неврозов мешают человеку полноценно жить в социуме. Неврозы, если их не лечить, могут перейти в стадию психозов. А это уже кардинальные нарушения в восприятии окружающего мира. Без профессионального лечения психозы грозят развитием слабоумия и другими серьезными нарушениями функций головного мозга.

Совет 2 : Как лечить от черепно-мозговой травмы

Любая травма, в том числе и черепно-мозговая, чревата осложнениями. Независимо от того, как именно пострадал мозг во время удара или аварии, необходимо вовремя принять меры по предотвращению этих последствий и строго соблюдать все указания врача. Успех лечения во многом зависит от того, насколько добросовестно подойдет к соблюдению рекомендаций сам больной.
Как лечить от черепно-мозговой травмы
Инструкция
1
Черепно-мозговой травмой называется механическое повреждение тканей мозга или костей черепа. Такая травма бывает двух видов: закрытая и открытая. Открытая черепно-мозговая травма отличается от закрытой тем, что при ней у пострадавшего проливается кровь из мозга наружу, а в мозг могут попасть инородные вещества. Закрытая травма, в свою очередь, подразделяется на четыре группы:- сотрясение мозга;- ушиб мозга;- сдавление мозга;- перелом основания черепа.
2
Сотрясение мозга - самая легкая из этих травм. При нем на небольшой промежуток времени происходит нарушение взаимодействия между нервными клетками мозга. Сразу после того, как случилось сотрясение, пострадавшего помещают в стационар на обследование и лечение. Нередко больной вскоре после травмы теряет сознание на несколько минут. Затем у пострадавшего наблюдается рвота, головокружение, слабость, головная боль.
3
Лечение сотрясения мозга начинают с обследования, в том числе, путем компьютерной томографии. Если врач не обнаруживает на томограмме видимых изменений, приступают к консервативному лечению. Больному назначается постельный режим на несколько суток. При благоприятном прогнозе пациента выписывают уже на седьмые сутки. После этого он лечится дома, принимая лекарства, нормализующие работу мозга. К ним относятся седативные и снотворные препараты, а также таблетки от головных болей. Если же при обследовании обнаруживаются какие-либо органические поражения тканей, речь идет о более тяжелой травме - ушибе мозга.
4
Ушибом мозга называется черепно-мозговая травма, сопровождающаяся разрывом мозговых тканей. В отличие от сотрясения, при ушибе мозга к потере сознания и рвоте присоединяются нарушения речи, нистагм, нарушение координации движений. Потеря сознания может длиться от нескольких минут до нескольких часов, в зависимости от степени тяжести ушиба.
5
Лечение ушиба мозга, прежде всего, направлено на восстановление кровоснабжения головного мозга и предотвращение гипоксии. Вначале больному делают ингаляции кислорода, чтобы снабдить им мозг. Затем путем введения глюкозы или новокаина снижают внутричерепное давление. Если на томограмме врач обнаруживает гематому, пациента направляют на операцию.
6
Сдавление мозга - серьезная травма, характеризующаяся множественными гематомами внутри черепа, образовавшимися в ходе несчастного случая. При этой травме у пострадавшего наблюдается многократная рвота, потеря сознания, нарушение двигательной активности, а также возможно психическое возбуждение и впоследствии кома. Сдавление мозга развивается, как правило, на фоне сотрясения или ушиба мозга.
7
Основной этап лечения состоит в удалении гематомы из головного мозга. Пострадавшему от сдавления мозга делают нейрохирургическую операцию, а также прописывают средства, разжижающие кровь.
8
Перелом основания черепа - одна из самых тяжелых травм. Ее симптомы похожи на описанные выше, но ее отличает один признак - при наклоне головы вперед у пострадавшего течет из носа кровь. Чтобы доказать наличие перелома основания черепа, врачи берут на исследование состав жидкости, выделяемой из носа.
9
Последствием перелома основания черепа могут быть эпилептические припадки. Поэтому пациенту назначают фенобарбитал и раствор оксибутирата натрия. Во избежание инфекции дополнительно назначают курс приема антибиотиков.
10
Открытые черепно-мозговые травмы опасны тем, что внутрь мозга могут проникнуть микроорганизмы. Кроме того, в отличие от закрытой травмы, при открытой пострадавший вначале не теряет сознания, но зато в дальнейшем он может впасть в кому, что грозит отеком мозга. В то же время, при этом виде травм редко образуются гематомы внутри головного мозга. Поэтому ход лечения в каждом конкретном случае зависит от состояния больного.
11
При тяжелых открытых черепно-мозговых травмах иногда показана трепанация черепа . При переломах черепа назначают антибиотики и средства, понижающие внутричерепное давление. Головные боли исчезают при приеме транквилизаторов и диуретиков. Как и при любой черепно-мозговой травме, больному показан постельный режим. Он может длиться 2 - 3 месяца. Все пациенты, перенесшие открытую черепно-мозговую травму, должны находиться под постоянным наблюдением врача.
Видео по теме
Церепро: инструкция по применению, показания, цена
Связанная статья
Источники:
  • как лечить травмы

Совет 3 : Чем чреват ушиб головного мозга?

Ушиб головного мозга является одним из многочисленных повреждений тяжелой степени, при котором возникают различные расстройства и нарушения мозговой деятельности человека.
Чем чреват ушиб головного мозга?

Конечно же, состояние пострадавшего во многом зависит от степени тяжести ушиба, а также от индивидуальных особенностей организма человека. Как правило, наступает потеря сознания на определенный промежуток времени (от нескольких минут до нескольких недель). Также следует обратить внимание на область, на которую пришелся ушиб головного мозга. В некоторых случаях травма локализуется и в противоположной стороне, что обусловлено получением противовесного удара при ушибе.

Ни в коем случае нельзя оставлять пострадавшего, который получил ушиб головного мозга, без наблюдения и лечения, так как последствия могут быть достаточно серьезные, иногда несовместимые с жизнью человека. Например, могут появиться циркуляторные расстройства, существенное повышение давления спинномозгового вещества, отек головного мозга, субарахноидальное кровотечение и другие.

Существует несколько разновидностей ушиба головного мозга. Прежде всего, их классифицируют по степени тяжести. При легкой степени возникает непродолжительная потеря сознания, частичная и кратковременная потеря памяти (амнезия), рвота, повышенное артериальное давление. Как правило, таким пациентам необходимо обеспечить покой с соответствующим лечением, а через несколько недель организм полностью восстанавливает свои функции. Если зафиксирован ушиб головного мозга у ребенка средней степени, то он может пребывать без сознания несколько часов. При этом повышается температура тела, нарушаются некоторые функции организма. Очень часто ушиб головного мозга сопровождается переломом черепной кости. Тяжелая степень приводит к тому, что пациент впадает в кому, а в головном мозге отключаются ряд функций. В этом случае необходимо медицинское наблюдение специалистов и своевременное оказание помощи.

Необходимо следить за состоянием пострадавшего, который получил ушиб головного мозга. Симптомы: потеря сознания, чувство тошноты и рвота, нарушенная координация движения, нарушенная речь, слух и зрение, расширение зрачков, ослабление пульса, повышение артериального давления, незначительные или сильные кровотечения из носа и ушей, онемение конечностей и т.д.

Конечно же, пострадавшего человека необходимо немедленно госпитализировать, но это должны делать специалисты. Следует отметить, что транспортировка осуществляется в определенном положении при потере сознания (повернутая на бок голова). Обязательно нужно проверить дыхательную функцию, чтобы исключить вероятность кислородного голодания головного мозга.

Высокому риску травматичности головного мозга подвержены дети младшего возраста, что обусловлено активной деятельностью. Обратите внимание на то, что в некоторых случаях ребенок после получения травмы может чувствовать себя удовлетворительно и продолжать играть, но после этого состояние может резко ухудшиться. Целесообразно при ушибе показать пострадавшего врачу, чтобы исключить вероятность негативных последствий. Как правило, диагностика ушиба головного мозга осуществляется несколькими специалистами (невропатолог, травматолог, нейрохирург). Далее необходимо сдать анализы и пройти комплекное обследование. К этим процедурам относятся рентген, нейросонография, компьютерная и магнитнорезонансная томография, электроэнцефалография головного мозга, люмбальная пункция и другие. После восстановления основных функций организма пациента могут выписать из медицинского учреждения, при условии выполнения всех предписаний дома.

Источники:
  • Чем чреват ушиб головного мозга?
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500