Чтобы точно ответить на вопрос в заголовке, необходимо уточнить, о каком журнале идет речь — печатном (на бумаге) или интернет-ресурсе, поскольку их макеты существенно отличаются друг от друга.

Традиционный журнал. Производство начинается с макета



Макет журнала — это постраничный графический (преимущественно) план номера издания, учитывающий все элементы дизайна и текстового исполнения. Если текстовое и иллюстративное наполнение очередного номера журнала начинается с редакционного тематического плана, то непосредственный процесс производства каждого выпуска издания — с макета. Макет журнала является редакционным документом, на основании которого производится верстка издания.


Выпускающий редактор (или ответственный секретарь редакции) к началу макетирования, как правило, уже получил от корреспондентов издания тексты и снимки, они прошли редакторскую правку и вычитку, согласованы редакторами отделов, главным редактором.

Создавая макет журнала, выпускающий редактор не только размечает, на каких страницах будет опубликован тот или иной материал, но и каким образом будут размещены иллюстрации к этой публикации, какие у каждого снимка или инфографики будут размеры.

При макетировании учитываются и размеры текста, его жанр: к примеру в интервью вопросы и ответы обязательно оформляются в разном шрифтовом начертании, чтобы читателю было проще ориентироваться, кому из собеседников принадлежит та или иная фраза, реплика. Отдельно размечается шрифтовое исполнение заголовков, подзаголовков, рубрик, подписей к снимкам и текстам.
Использование разных начертаний и размеров шрифта выполняет выделительную функцию.


Использование различных шрифтов на одной странице позволяет и разделить две публикации, в частности, маленькая заметка не потеряется на фоне аналитической статьи, если она отличается текстовым шрифтом. Как правило, таким образом вверстываются заметки, имеющие непосредственное отношение к теме статьи, хотя бывают и исключения. Современные нормы оформления печатных изданий рекомендуют не увлекаться использованием большого количества шрифтов и использовать 2-3 гарнитуры.
Дизайн журнала может предусматривать использование линеек и рамок в качестве выделительно-разделительных элементов, их применение, тип и размер также отражаются в макете.


Каждое печатное издание имеет обязательные элементы — колонтитулы, рубрики, выходные данные, а в журнале — и оглавление номера. Эти элементы также размечаются в макете.

Зачем нужен макет интернет-журналу?



Создавая собственный интернет-журнал, в частности, на площадке livejournal.com, новички недоумевают, когда ресурс предлагает им выбрать не только тему оформления журнала, включающую цвет фона и часто заглавную картинку, но и макет журнала.

Макет интернет-журнала (блога) существенно отличается от описанного выше документа печатного издания и представляет собой деление страницы журнала на основное поле, где будут размещаться публикации блоггера, и сайд-бары. Интернет-Журнал может содержать один и более сайд-баров. Как следует из самого названия, сайд-бар располагается сбоку, и, если он в журнале один, то он может быть либо справа, либо слева. В некоторых случаях возможно размещение сайд-бара вверху или внизу страницы. Если блоггер считает, что ему нужно два сайд-бара, они будут размещены слева и справа от рабочего поля журнала.

В сайд-барах размещаются основные элементы журнала: облако тегов (меток), позволяющих читателю журнала найти публикации по определенной теме, архив журнала (чаще всего он оформляется в виде календаря, и если вы помните, когда примерно был опубликован тот или иной материал, вы гораздо быстрее найдете его при помощи этой опции, чем если будете листать весь журнал). Нередко владельцы интернет-журналов размещают в сайд-барах текстовые и иллюстративные баннеры, в том числе рекламные.

Разметка гарнитур и размеров шрифта в интернет-журналах в макете не задается, эти опции задаются один раз при выборе темы (шаблона) оформления блога.

Аналогичным образом заточены и шаблоны на движках Joomla и WordPress, что позволяет блоггерам, не обладающим познаниями в области производства печатных изданий, успешно создавать собственные интернет-ресурсы, оформлять их и размещать в них контент по своему разумению.