Что такое облигация



Любые виды ценных бумаг выпускаются с одной целью – привлечь определенное количество денежных средств. В этом смысле облигации не составляют исключения. В самом общем виде облигация представляет собой ценную бумагу, способную принести ее держателю заранее определенный доход.

Эмитентом облигаций может быть государство или частная компания. Выпуск таких обязательств осуществляется на строго оговоренный срок. Тот, кто приобрел облигацию, фактически становится кредитором компании-эмитента.
По истечении срока действия ценной бумаги эмитент обязан выплатить ее держателю стоимость, указанную в номинале, а также процент, именуемый купонным доходом.


Положительным свойством облигации, если сравнивать ее с акцией, является то, что инвестор несет риск лишь в крайнем случае, к примеру, если компания официально объявлена банкротом. В этом смысле государственные бумаги надежнее корпоративных, поскольку государства не слишком часто становятся банкротами. Облигация, в отличие от акции, гарантирует возвращение вложенных средств вместе с процентом, когда происходит гашение этой ценной бумаги.

Держатель облигации заранее знает, какими будут платежи в момент истечения срока действия ценной бумаги. При этом выплаты могут производиться с разной периодичностью в течение срока действия обязательства: раз в квартал, в полгода или раз в год. Если рынок движется вверх, стоимость облигации может соответственно увеличиться. Но при падении рынка доход остается фиксированным.

«Мусорная» облигация: повышенный риск при высоком доходе



«Мусорной» называется облигация, операции с которой отличаются более высоким риском. Этот негативный момент обычно компенсируется более высокой процентной ставкой по ценной бумаге, что делает покупку весьма привлекательной для инвестора. Специалисты иногда используют для этих финансовых инструментов другие термины, называя их «высокодоходными», «бросовыми» или «спекулятивными» облигациями.
Как правило, «мусорные» облигации имеют очень низкий инвестиционный рейтинг.


Инвестор, решивший приобрести ценную бумагу данной категории, фактически ориентируется лишь на свою интуицию и доверие к компании-эмитенту. Такие компании чаще всего еще не имеют длительной истории и не могут похвастаться солидной репутацией в деловом мире. Выпуск бросовых и высокодоходных облигаций для этих компаний часто становится одним из способов завоевать доверие рынка.