Совет 1: Какие факторы определяют размер МРОТ

МРОТ (минимальный размер оплаты труда) - это тот минимум, который работодатель ежемесячно обязан платить работнику. Если работник получает меньше МРОТ, он может обратиться с жалобой в федеральную инспекцию по труду и занятости.
Какие факторы определяют размер МРОТ

Размер МРОТ в России

МРОТ используется не только для регулирования рабочих отношений, но и для определения размера пособия по нетрудоспособности, беременности и родам, а также для других целей обязательного социального страхования. Также в России на основе МРОТ рассчитываются налоги, сборы, штрафы.

Различают федеральные и региональные уровни МРОТ. В 2014 г. размер общероссийского МРОТ составляет 5554 р., он вырос на 6,7% к уровню 2013 г.
По сравнению с 2007 г. размер МРОТ увеличился более, чем в два раза - с 2300 р.

В каждом регионе может устанавливаться собственный размер МРОТ, исходя из его экономической специфики. Например, в Москве МРОТ ежегодно пересматривается 2 раза - 1 января и 1 июля. В 2014 г. он составляет 12 600 р. (в 2013 г. - 11 700 р.).

Сегодня в России сложилась ситуация, при которой закрепленный МРОТ ниже, чем официальный прожиточный минимум. Последний рассчитывается на основе продуктовой корзины, непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека.

В целом, низкий уровень МРОТ в России является достаточно острой социально-экономической проблемой, так как ведет к снижению уровня заработной платы, а также к выплатам нелегальной зарплаты, которая не учитывается в налогообложении и с которой не платятся пенсионные отчисления.
По оценке МЭР прожиточный минимум (черта бедности) в среднем по России в 2013 г. составляла 7 911 р. В прошлом году процентное соотношение МРОТ к прожиточному минимуму составляло 65.8%.

Увеличение МРОТ могло бы способствовать сокращению доли работников с зарплатой ниже прожиточного минимума (в настоящее время она достигает 14% от общей численности работающих), а также увеличению налоговых поступлений.

При этом более высокий МРОТ должен привести к росту социальных выплат, в частности, размера пособия по беременности. По данным Минздравсоцразвития, на эти цели необходимо будет дополнительно направить из бюджета 55 млрд. р.

По правительственным оценкам, МРОТ должен достигнуть размера прожиточного минимума не позднее 2018 г.

Критерии, определяющие уровень МРОТ в России

МРОТ каждый год подлежит индексации исходя из экономической ситуации в стране. В частности, на его величину влияет инфляция и стоимость потребительской корзины. В соответствии с рекомендацией МОТ №135 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» на уровень МРОТ влияют следующие критерии:

- потребности трудящихся;
- общий уровень зарплаты;
- стоимость жизни и уровень жизни других групп;
- пособия по социальному обеспечению.
Видео по теме

Совет 2 : Каким будет МРОТ в 2018 году

Минимальный размер оплаты труда или МРОТ - минимально допустимый размер зарплаты. На 2018 год значение МРОТ на федеральном уровне было пересмотрено.
Каким будет МРОТ в 2018 году

МРОТ или минимальная зарплата на текущий год – важный экономический показатель, который имеет регулирующую функцию. На его основании не только определяется пороговое значение заработной платы, ниже которого работодатель опускаться не вправе, но и рассчитываются пособия по беременности и родам или ежемесячные детские пособия, а также оплачиваются больничные листы.

Согласно трудовому законодательству работнику не вправе начислять зарплату и указанные пособия в меньшем размере, чем действующее значение МРОТ. Заработок работника за месяц может опускаться ниже минимального только при его трудоустройстве по совместительству или при неполной занятости.

Ранее федеральный МРОТ также применялся при расчете страховых взносов для предпринимателей. Но теперь их "отвязали" от данного показателя и установили фиксированный размер пенсионных отчислений.  

МРОТ на федеральном уровне регулярно пересматривается. Его значение на 2018 год было введено по ФЗ-421 от 2017 года. Согласно принятому закону МРОТ в текущем году увеличился на 20% и  достиг 9489 р. В 2017 году он повышался дважды: до 7500 р. в январе и 7800 р. – в июле.

Помимо федерального МРОТ есть также региональный показатель, который используется для недопущения выплат зарплаты в меньшем размере. Например, в Москве МРОТ на 2018 год составляет  18,7 тыс. р., в Санкт-Петербурге — 17 тыс.р., в Московской области — 13,75 тыс.р., в Тульской области – 13 тыс.р., в Мурманской области — 21,8 тыс. р. При этом в Амурской, Белгородской, Астраханской, Волгоградской и некоторых других областях для регулирования трудовых отношений применяется федеральное значение МРОТ 9489 р.

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500