История деятельности «МММ»



Компания «МММ» была зарегистрирована в 1989 г. и до 1994 г. специализировалась на продаже импортной оргтехники. Учредителями компании были С.Мавроди, его брат В.Мавроди и О.Мельникова. С 1994 г. рассматривается как крупнейшая финансовая пирамида в истории России. Суть деятельности состояла в выпуске и продаже «Билетов МММ». Билетами они назывались для того, чтобы обойти ограничение по выпуску акций. Текущая и «предполагаемая» стоимость билетов определялась на основании самокотировок и объявлялась на две недели вперед. За полгода их цена возросла в 127 раз, а в июле 1994 г. С.Мавроди объявил о «перезапуске» системы и снижении стоимости билетов в 127 раз до номинала. Таким образом вся предполагаемая доходность обнулилась в один момент. В 1994 г. С.Мавроди был арестован по обвинению в неуплате налогов, своей вины он не признал. В 1997 г. «МММ» было признано банкротом.
От деятельности «МММ» в России пострадали 10–15 млн человек, общий объем ущерба оценивался в 70-80 млрд. долл.


Многие называют «МММ» - аферой века, что связано с колоссальным ущербом, который был нанесен вкладчикам компании. Только один офис «МММ» зарабатывал около 50 млн долл. в день. Количество поступающих денег считалось «комнатами».

По данным судебных приставов, в 2009 г. у них было более 800 исполнительных документов о взыскании с Сергея Мавроди 300 млн р. в пользу его вкладчиков, из которых удалось изъять только 20 млн р.

Признаки финансовых пирамид



Финансовую пирамиду достаточно проблематично отличить от реальных инвестиционных проектов. Поэтому для потенциальных инвесторов для обеспечения сохранности собственных денег важно знать основные отличительные черты мошеннических компаний.
Сегодня к числу пирамид относятся разнообразные проекты Мавроди МММ-2011 и МММ-2012, хайп-проекты и кассы взаимопомощи.


Главный признак пирамиды - обещание высокой доходности, который на порядок выше среднерыночной ставки по депозитам. Например, в России средняя ставка по рублевым вкладам составляет 12.5% годовых, если вам обещают доходность 50-100% - это повод насторожиться. Так, в МММ декларируемый рост цены акций и билетов составлял около 100% в месяц (с февраля по июль 1994 г.).

Пирамиды не дают никаких гарантий вкладчикам. Так, инвестирование в «МММ» осуществлялось по принципу «добровольных пожертвований» С.Мавроди. Вкладчики не покупали билеты, а получали в виде сувенира. Таким образом, это освобождало компанию от любой ответственности за невозврат денежных средств.

Как правило, пирамиды предлагают низкий порог входа для участников - около 100-300 долл. Это делается для того, чтобы привлечь как можно большее число вкладчиков и снизить число судебных исков.

Неприменным атрибутом финансовых пирамид является агрессивная маркетинговая компания с акцентом на получение сверхприбыли - презентации, реклама по ТВ и в интернете, адресные рассылки. В период деятельности «МММ» в России была развернута массированная рекламная компания по телевидению (главным героем выступал Леня Голубков). При этом не предоставлялась никакая информация, подтверждающая доходность и данные о том, каким образом она была достигнута. Все добросовестные инвестиционные фонды являются максимально открытыми и публикуют всю необходимую финансовую отчетность.

Наконец, мошенники зачастую не имеют разрешительной документации на привлечение инвестиций и даже официально зарегистрированной компании. Часто такие фирмы открывают в офшорных зонах на подставных лиц.

Стоит учитывать, что привлечь организаторов пирамиды к ответственности достаточно сложно, т.к. необходимо доказать, что они изначально не предполагали инвестировать деньги и отдавать прибыль вкладчикам.