Совет 1: Откуда пошла традиция встречать хлебом с солью

Чем один народ отличается от другого? Своими уникальными традициями и обычаями, которые сложились на протяжении веков и бережно передаются из поколения в поколение. Они предписывают человеку, как вести себя в разных ситуациях. Например, семейный и бытовой уклад жизни пропитан обычаями — как разговаривать с женой и детьми, как вести себя на улице при встрече с пожилыми людьми, как встречать гостей.
Угощать дорогих гостей хлебом-солью — это давняя русская традиция

Гостеприимство — традиция

Русский народ всегда отличался гостеприимством и радушием. Отношение к гостю на Руси было особенным. Гостей, даже случайных, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. А если гостю понравится радушный прием, то с его слов добрая слава о хозяине дома и о Руси распространится по всему свету.

Основной задачей хозяина считалось как можно лучше накормить дорогого гостя, ему выставлялись лучшие блюда. До наших дней дошли поговорки «Что есть в печи, все на стол мечи», «Хоть не богат, но гостям рад», «Гостю щей не жалей, погуще налей».

Если же о предстоящей встрече гостей было известно заранее, то готовиться начинали за несколько дней. Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник), выносила к гостям хозяйка дома или женщина, руками которой каравай и был испечен. При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Кроме того, он символизировал божье благословение. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли к тому же приписывались свойства «оберега». Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира. Впрочем, и гости могли принести в дом хлеб и соль, выражая особое уважение к хозяину и желая ему процветания и достатка.
«Всякий путешественник был для славян как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…», -
Н.М. Карамзин.

Традиционная русская трапеза

Если в доме принимали гостей, трапеза начиналась и шла по определенному сценарию. Стол, который буквально ломился от разнообразных блюд, располагался в «красном углу» рядом с приделанными к стене неподвижными лавками. Существовало поверье, что сидящие на этих лавках пользуются особым покровительством святых.

По традиции в начале трапезы появлялась хозяйка дома, одетая в свой лучший наряд. Она приветствовала гостей земным поклоном. Гости кланялись в ответ и по предложению хозяина подходили поцеловать ее. Согласно укоренившемуся обычаю, каждому гостю вручалась при этом чарка водки. После «целовального обряда» хозяйка направлялась к специальному женскому столу, что и служило сигналом о начале трапезы. Хозяин отрезал каждому гостю ломоть хлеба и посыпал его солью.

Отношение к хлебу было особенно трепетным, он считался основой благополучия, был связан в сознании народа с долгим и тяжелым трудом. Соль по тем временам была очень дорогим продуктом, который использовался лишь в особых случаях. Даже в царском доме солонки располагались ближе к самому царю и наиболее важным гостям. К тому же считалось, что соль отгоняет злых духов. Поэтому преподнести хлеб-соль означало поделиться с гостем самым дорогим, выразить свое уважение и одновременно пожелать благополучия и добра.
Невозможно представить себе русский стол без хлеба и соли: «Без соли, без хлеба худая беседа», «Хлеб на стол, так и стол — престол», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай», «Без хлеба — смерть, без соли смех».

Отказавшись разделить с хозяевами дома «хлеб да соль», можно было нанести им несмываемую обиду. Во время трапезы было принято усиленно потчевать гостей. И если гости ели мало, хозяева уговаривали их отведать то или иное блюдо, преклоняя колени.

И сегодня «хлеб-солью» встречаем

Наш народ по-прежнему открыт, гостеприимен, радушен. И традиция встречать дорогих гостей не только приветственным словом, но и хлебом-солью сохранилась и в наши дни. К примеру, в день свадьбы мать жениха преподносит молодым свадебный каравай — символ чистых мыслей и добрых намерений. Это означает, что родители принимают в семью молодую жену, с которой теперь предстоит жить рядом и делить все беды и радости.

Конечно, в чистом виде церемония чаще используется на официальных встречах или в праздничные, торжественные моменты. Например, праздничным караваем встречают жители города дорогих гостей.

Совет 2 : Как встречать гостей хлебом-солью

Традиция встречать новобрачных хлебом-солью уходит корнями в глубокое прошлое. При этом и в настоящее время большинство семей не пренебрегают данным обрядом и с удовольствием готовят вкусный каравай и ставят на него солонку с рассыпчатой специей, готовясь к бракосочетанию сына.
Как встречать гостей хлебом-солью

О традиции встречать молодоженов хлебом-солью

Хлебом с солью встречают родители новоиспеченного мужа свою молодую невестку. Дело в том, что раньше женщина, выходившая замуж, принималась в семью мужа и жила вместе с ним в большом доме его родителей. Сразу после обряда бракосочетания молодые супруги ехали к мужу, где невеста должна была отведать хлеб-соль. Это символизировало, что свекры приняли ее в свой дом, свою семью, свои сердца.

Прежде чем отведать кусочек каравая, родители благословляли детей иконой. Затем муж и жена по очереди откусывали по кусочку хлеба, макали в соль и кормили друг дружку. Чей кусок оказывался больше, тот и считался в хозяином в молодой семье. После этого жених подхватывал новобрачную на руки и заносил в дом. Недоеденный каравай заворачивали в салфетку и относили в церковь. Считалась, что это принесет мир и любовь в семью детей.

В настоящее время жизнь сильно изменилась, но традиция осталась. Только в немного видоизмененном варианте. Зачастую родители жениха встречают молодых с караваем не в своем доме, а у дверей ресторана, в котором планируется празднование свадьбы. Связано это и с тем, что не всегда удобно заезжать в дом родителей мужа, и с тем, что молодые семьи в основном живут самостоятельно, без родителей.

Во время церемонии откусывания хлеба гости обсыпают молодых конфетами, монетками и лепестками цветов. Что символизирует пожелания молодой семьи сладкой счастливой жизни, финансового благополучия, любви и нежности.

После того, как молодожены откусили по кусочку каравая, часто его разламывают пополам и отдают жениху и невесте. Они одновременно начинают кормить гостей, кто быстрее справился с заданием — тот кормилец в доме.

Хлеб-соль

С давних времен на Руси особым почтением пользовались оба эти продукта. Хлеб всегда был пищей, входящей в ежедневный рацион практически каждого человека и пользовался особым уважением и почтением. Соль считалась дефицитным, дорогостоящим продуктом. Им даже предписывались особые магические свойства. Так, соль, по поверьям, способна защитить от всякой нечисти, а хлеб способствует установлению мира и дружбы между людьми.

Предложение отведать хлеб с солью говорит о дружелюбии и гостеприимстве хозяев. Отказ же от предложенного угощения расценивался как серьезное оскорбление.

Совет 3 : Как возникла традиция встречать гостей хлебом и солью

Традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью с давних пор существует на Руси. Отчасти она сохраняется и до наших дней. Хлебом и солью по сей день принято встречать молодоженов. В особо торжественных случаях хлебом и солью встречают делегации, прибывающие из других городов и стран. Благодаря этой прекрасной традиции, пошла слава о русском «хлебосольстве» - всегдашнем умении достойно принять гостей.
Как возникла традиция встречать гостей хлебом и солью

Символика хлеба и соли

В Древней Руси хлеб являлся символом богатства и благополучия. Особое значение придавалось соли: она считалась оберегом от нечистой силы. Встреча гостя хлебом и солью была началом долгой и сердечной дружбы. Если же гость по каким-то причинам отказывался принять «хлеб да соль», это считалось страшным оскорблением для хозяев.

Во время трапезы, вместо современного пожелания «Приятного аппетита!», звучало выражение «Хлеб да соль!». Считалось, что это помогает прогнать злых духов. Хлеб и соль брали с собой в дорогу как оберег. Даже цари могли послать в дар подданным хлеб и соль со своего стола в знак проявления высшей милости.

В те далекие времена хлеба и соли употреблялось в пищу гораздо больше, чем сейчас. Возможно, поэтому возникла поговорка: чтобы лучше узнать человека, необходимо съесть с ним пуд соли.

Соль дороже золота

Некоторые исследователи русского языка считают, что слово «соль» произошло от старинного названия Солнца, звучавшего как «Солонь». С солью было связано немало народных примет и суеверий. Например, плохой приметой считалось просыпать соль. Возникла она потому, что соль на Руси была очень дорогим продуктом. Солонку на стол ставили лишь для очень дорогих гостей. Если гость случайно или – чего доброго! – умышленно просыпал соль, это считалось проявлением неуважения к хозяевам. Потому и говорят до сих: «Соль просыпать – к ссоре!».

Поскольку соль не только не портится сама, но и помогает сохранить другие продукты, она считалась также символом бессмертия. Возможно, поэтому еще язычники старались носить с собой мешочек соли для защиты от ведьм и прочей нечистой силы.

О значении соли в жизни славянских народов рассказывает словацкая сказка «Соль дороже злата». Ее героиня принцесса Марушка сравнила свою любовь к отцу с любовью к соли, вызвав тем самым страшный гнев с его стороны. Лишь когда во всем королевстве не осталось соли, по волшебству превратившейся в золото, король-отец в полной мере осознал свою ошибку.

Когда хлебом и солью встречают молодых во время свадебного обряда, родители жениха таким образом выражают готовность принять в семью жену своего сына. При этом румяный каравай обязательно подносят на красивом вышитом полотенце, символизирующем чистоту и светлые помыслы.

Несмотря на то, что традиция встречи гостей хлебом и солью является очень древней, она по сей день не ушла из русской культуры и стала символом гостеприимства как одного из лучших качеств русского народа.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500