Сейчас, когда конкуренция между высокого качества сериальной продукцией и большим кинематографом год от года становится все жестче, тем более ценны истории, рассказанные цельным и красивым кинематографическим языком. Особенно, если это истории о молодых и для молодых. И, как правило, самая качественная продукция на кинематографическом рынке в молодежной тематике сделана также молодыми.

О фильмах, которые удивляют



Прорыв в иную реальность, внебытовое существование в повседневности – основные отличительные черты хорошей молодежной драмы.

Прекрасно, когда географическое положение и национальный характер страны-производителя, откладывают отпечаток на кинематограф. Но особенно приятно, когда национальный кинематограф способен разрушить стереотип восприятия национального характера и опровергнуть иные ожидания, когда он способен удивить.


С начала нулевых, из многих кинематографических школ впереди оказался испанский кинематограф. Да, в киноискусстве случился такой вот феномен: именно в Испании в последнее десятилетие выросло поколение молодых сценаристов, режиссеров, продюсеров и актеров, которые умеют рассказывать истории, умеют делать качественное кино и, что для молодежного кино немаловажно, умеют писать для него высококлассный профессиональный саунд.

«Беспокойная Анна» и «Секс ангелов», «Игра повешенного» и «Этюды втроем», «Три метра над уровнем неба» и «Три метра над уровнем неба. Я тебя хочу», «Обратная сторона любви», «Семь дней в Гаване», «Когда часы пробили тринадцать» - это далеко неполный список действительно качественных и разноплановых фильмов с захватывающими историями. Безусловно, главная тема практически в каждом из них – любовь. Её поиски, обретения и потери. И обретение или потеря вместе с ней и себя: с элементами мистики, как в «Беспокойной Анне» и «Когда часы пробили тринадцать», или разрывом шаблонов, как в «Этюдах втроём», «Сексе ангелов», или «Корпорация святые моторы».
Злые языки говорят, что испанский кинематограф сейчас где-то посередине между Педро Альмодоваром и Бигасом Луной: между эстетством и провокационно-китчевым эротизмом. Что ж, золотая середина – это прекрасно!


При всех плюсах новой испанской кинематографической волны невозможно не капнуть немного дёгтя: зачастую, когда в одном кадре рядом с молодыми артистами появляются актеры старшего поколения испанского кинематографа, он сразу приобретает излишнюю тяжеловесность. Становится очевидно, что театральная система существования в кадре, в которой были воспитаны артисты старшего и даже среднего поколения, выглядит инородным, искусственным образованием и совершенно не сообразуется с документальным способом существованием молодых.

А вот во французском кинематографе всё обстоит ровно наоборот. Наиболее качественное, интересное кино у французов случается именно тогда, когда в кадре присутствуют артисты среднего и старшего поколения. Вероятно поэтому фильмов в стилистке молодежных драм, как таковых, там не так уж и много. Безусловно, очень интересно наблюдать за состоянием персонажей совсем молодых артистов в «Жизни Адель», например, но намного глубоким и захватывающим может оказаться для кого-то фильм «Кафе де Флёр». Быть может во Франции пока не подросло новое кинематографическое поколение? Возможно.
Молодежная драма – это, по сути, вечная попытка создать свой мир, создать единение с теми, кто близок тебе по духу, это поиск любви в себе и себя в любви. Только это и даёт стимул жить.


Пока же, к уже названным двум фильмам, можно добавить еще два: «Холодный душ» и «Коломбиану». А также кино, созданное в кооперации с кинематографистами других европейских стран и США: «Транс», «Иллюзия обмана», «Нимфоманка», «Турист», «Космополис».

Любителям хорошо сделанной голливудской индустрии, когда качественно, временами даже чрезмерно качественно, сделано всё - от влитого и выглаженного платья на героине, самой рассказываемой истории до математически выверенной операторской работы и глянцевого цвета кадра, можно посоветовать посмотреть молодежные драмы Великобритании и США: «Любовь и недоверие», «Поцелуй Кармен», «Убей своих любимых», «Сломленные», «Влюбленные», «Лето в феврале», «Страшно красив», «Пепел», «Артур Ньюман, профессионал гольфа», «Мечты», «На дне Страны грез», «Город воров», «Один день».

By the way



Российское кино как птица феникс: перманентно хоронится, но совершенно случайно живет.

То есть кстати, когда совсем не кстати: действительно хорошее российское кино тоже имеет место быть. Быть может, не всегда. Быть может, еще очень и очень неровно, но уже есть фильмы, когда от историй, рассказанных в них невозможно оторваться, пусть они даже почти не собраны воедино, как в одном из лучших фильмов последних лет – «Рассказы». Или когда хочется разобрать фильм на отдельные клипы и пересматривать их под настроение так, как хочется именно тебе: именно так, вероятно, можно сделать с «Шапито-шоу». А еще есть простые-непростые и чрезвычайно притягательные и обаятельные «Неадекватные люди», «Пара гнедых» и «Не скажу». И робкие попытки дотянутся до уровня качественного европейско-голливудского кино: «Пока ночь не разлучит», «Самоубийцы», «Курьер из рая» и «Темный мир. Равновесие».

О критериях выбора



Настроение, меняющееся как погода весной, лучше всего ублажается возможностью переключением каналов, сменой стран и сезонов.

Выбор на самом деле прост: если хочется неожиданности, настоящего, возможно шероховатого, не вылизанного искусства и хорошо рассказанной, пусть даже и самой простой истории – выбирайте испанцев.

Вообще если хочется чего-то неоднозначного, но психологически разработанного, то выбирайте европейское кино. Может быть даже шведское.

А если душа лежит к хорошо сделанным трюкам, дорогим спецэффектам, точным глянцевым кадрам, к безупречно прекрасным актерам, к захватывающим, замысловатым историям с однозначным финалом – то вам несомненно по пути с Голливудом.

«Я же знаю: внутри тебя где-то там живет клевый мужик. И мы его спасем!» (Из фильма «Неадекватные люди»)
А российское кино стоит смотреть хотя бы потому, что российские актеры разных поколений совершено органично могут существовать вместе в одном кадре, как, например в фильме «Пара гнедых», когда с экрана просто пробивает энергетика темперамента, таланта и мастерства. Потому, что российские сценаристы всё чаще пишут простые человеческие, а временами даже и захватывающие кино-истории. Потому, что у российского кинематографа точно есть будущее, поскольку есть совсем юные и молодые, кто уже снимает качественное российское кино и просто неприлично пропустить становление профессионалов, которые со временем будут определять мировые тренды.