По сведениям Посольства Королевства Таиланд в Москве: «95% населения Таиланда исповедуют буддизм, остальные 5% исповедуют христианство, ислам, индуизм и другие религии».
Покидая Таиланд, многие отдыхающие задаются вопросом, чего бы такого ненужного купить на память об улыбчивых тайцах, солнечных днях и пестрых буддийских храмах. В ассортименте большинства сувенирных лавок: пантеон индуистских богов, фаллические идолы, фигурки Будды, поделки из керамики, камня, дерева, кокосового ореха, гипса и ракушек. Информация о жестких таможенных условиях для экспорта изображений главного бога буддистов уже долгое время активно обсуждается в рунете. Два-три года назад это были реальные правила, размещенные на сайте МИД Королевства Таиланд. Выдержки из этих правил, в вольном переводе на русский язык, выложены в разделах о Таиланде большинства российских туристических ресурсов.


Чтобы разобраться в сути вопроса «можно или нельзя», стоит начать с выяснения официальной точки зрения государственных структур Таиланда на вывоз изображений Будды, не относящихся к антиквариату.

Экспорт изображений Будды согласно букве закона



Воспользуйтесь поиском на следующих правительственных сайтах, которые имеют отношение к теме экспорта изображений Будды:
- Министерства иностранных дел Королевства Таиланд;
- Министерства культуры Королевства Таиланд;
- Департамента изобразительных искусств Королевства Таиланд;
- Департамента таможни Королевства Таиланд;
- Департамента по делам религий Королевства Таиланд;
- Посольства Королевства Таиланд в России.


Англоязычные и русскоязычные версии этих сайтов не содержат информации о том, что изображения Будды вывозить из страны запрещено. На сайте Департамента таможни Королевства Таиланд можно увидеть два списка, относящихся к теме импорта-экспорта через границу Королевства Таиланд. Если говорить коротко, то первый список запрещает провозить указанные в нем предметы, а второй ограничивает провоз дополнительными процедурами проверки и регистрации.

Список запрещенных предметов:

- материалы непристойного содержания;
- порнография;
- предметы с изображенным на них национальным флагом Таиланда;
- наркотики;
- поддельные деньги, монеты и украшения;
- поддельные и официальные королевские знаки;
- пиратская медиа-продукция;
- контрафактные товары, подделки известных торговых марок.

Как видите, здесь ни слова не сказано об изображениях Будды и любых других религиозных изображениях, которые строго запрещены для ввоза и вывоза за пределы Таиланда.

Список ограничений при перевозке:

- Для импорта или экспорта предметов антиквариата и произведений искусств требуется разрешение Министерства изобразительных искусств Королевства Таиланд.
- Для импорта оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и пиротехники необходимо получить лицензию в Министерстве внутренних дел Королевства Таиланд.
- Для импорта косметических средств предоставить подтверждение о безопасности продукции для здоровья людей.
- Для импорта представителей флоры, фауны, рыб и водных животных требуется разрешение от Департамента охраны природы, Департамента сельского хозяйства или Департамента рыбного хозяйства.

Культурная ценность предмета – это значимость его для всего мирового сообщества, либо для отдельной страны, этнической группы конкретно определенной вещи или произведения автора.
Первый пункт этого перечня отдаленно перекликается с нашим вопросом. И никак не относится к сувенирной продукции: статуэткам, картинам, медальонам и прочим поделкам, которые не являются культурными ценностями, а продаются в каждом сувенирном магазине Таиланда.

На сайте Посольства Российской Федерации в Таиланде, в разделе «Для туристов» есть следующая информация: «Вывоз образов Будды, за исключением личных амулетов, а также объектов религиозного поклонения и антиквариата запрещен без разрешения Департамента изобразительных искусств Министерства образования». У посольства нет никаких ссылок на первоисточник или более подробное описание условий экспорта. А если судить по курсу бата к рублю, который здесь же указан на 1-е ноября 2010 года, можно сделать вывод, что информация на сайте устаревшая.

Получается, что ни один из официальных государственных тайских и российских ресурсов не имеет актуального, доступного документа, в котором бы четко были прописаны ограничения и запреты на вывоз изображений Будды. Все остальные сведения, которые фигурируют в результатах поисковых запросов: условия экспорта, размеры и возраст изделий, наличие чеков и клейма - всё это отголоски правил, которых сейчас нет в свободном доступе, а может быть их нет вообще.

Зато существует масса комментариев от туристов, которые совершенно спокойно провозят в багаже и ручной клади любые изображения Будды, не встречая противодействия со стороны властей. За редким исключением, когда для определения возраста изделия таможенники приглашают эксперта, заставляя вас поволноваться. Или конфискуют сувенир, исходя из каких-то служебных соображений. Спокойствия ради стоит заблаговременно попросить при покупке чек из магазина сувениров. Просто - на всякий случай.

Будда - не украшение, а святыня



В королевстве Таиланд одинаково уважительно относятся к любой конфессии, несмотря на доминирующее положение буддизма школы Тхеравада. Благодушное отношение тайцев к окружающим людям заложено в их воспитании, в их религии, в их многовековых традициях. Но никому не понравится, когда твою святыню уродуют ради продажи за рубеж в качестве украшения дома.

Основная причина, по которой в Таиланде был принят тот самый закон о жестком ограничении экспорта изображений Будды, это волна воровства и вандализма, которая за последние тридцать лет прокатилась по всем уголкам королевства. В связи с повышенным спросом на тайский антиквариат, воры влезали в храмы и святые места, уносили небольшие изображения и статуэтки, а крупным статуям отпиливали головы или руки. Именно поэтому защита изображений Будды приняла законодательный характер.

Будь то статуя или картина, таец видит в них святыню и предмет для поклонения, а не украшение. Поэтому большинство буддистов предпочтет получить изображение или изваяние Будды от монаха в храме, пожертвовав небольшую сумму.
Некоторых тайцев можно увидеть за покупкой медальонов с изображениями, похожими на Будду. Медальоны эти роскошно оформлены и прикреплены к цепям из настоящего или фальшивого золота. Если присмотреться, то видно, что на этих амулетах изображен не Будда, а кто-то из популярных буддийских монахов. Такие обереги в ходу среди малообразованных граждан среднего и низшего слоев тайского общества. Похожая ситуация наблюдается и в России, когда люди, далекие от истинного христианства украшают себя вычурными золотыми распятиями. Среди буддистов считается неприемлемым покупать святые предметы, поэтому процесс приобретения медальонов тайцы вуалируют термином «обмен». Технически получается, что они не покупают, а обменивают миниатюрные изображения на деньги. Просвещенные последователи буддизма не станут покупать амулеты и изображения Будды, а полученные изображения они никогда не используют как украшения.

Представьте себе, что вы купили новую квартиру или построили дом. Вложили приличные деньги во внутреннюю отделку, а стены в гостиной покрыли испанской мозаикой. Керамика – не дешевое удовольствие, она сама по себе выглядит великолепно, но чего-то не хватает в комнате. Завершающего штриха, изюминки, предмета, который притягивает взгляд и красноречиво рассказывает о хозяине жилища. И вот вопрос: а пойдете ли вы к антиквару, чтобы купить какое-нибудь экзотическое распятие и украсить им стену? Скорее всего нет, если только вы не являетесь глубоко верующим христианином. Глядя на распятие, вы понимаете кем был этот человек и кем он стал для миллионов людей. Точно такая же сакральная, очень серьезная связь имеется между тайцем и изображением Будды.

Даже если предположить, что закон о запрете на вывоз все-таки существует, очевидно, что он не соблюдается безукоснительно. По каким причинам – это дело правительства Таиланда. Но если вы и в самом деле хотите отдать дань уважения тому, кем был Будда и тому, что он принес людям - пойдите в храм. Сделайте там пожертвование, получите в дар изображение Будды и запомните хотя бы одно из его изречений о той жизни, что ждет нас в ином мире.