Совет 1: Что означает полумесяц на крестах церквей

Отличительной чертой любой оформившейся религии исследователи считают ее символы. Для православия – это крест, для ислама – полумесяц со звездой внутри. Но есть некоторые символы, которые заставляют задуматься о, вероятно, утраченном единстве этих конфессий – старый христианский крест поры Никона с полумесяцем в основании.
Что означает полумесяц на крестах церквей
Конфессии используют множество форм крестов. Так, крест староверов имеет округлые формы, католический строго геометричен и имеет четыре луча, крест в православиивосьмиконечный, включающий в себя две параллельные горизонтальные перекладины и третью нижнюю косую, которая вероятно обозначает подставку для ног. Этот крест считается наиболее приближенным к тому, на котором был распят Иисус. Другая распространенная форма креста, которую часто можно встретить на куполах христианских храмов, это крест с полумесяцем.

Самые древние православные кресты имели купол, который напоминал крышу дома. Их до сих пор можно увидеть на старых кладбищах, где сохранилась традиция «покрывать» памятный крест.

Единство веры

Существуют версии, что полумесяц показывает связь между христианством и исламом, либо между христианством и язычеством, так как этот символ существовал как в той, так и в другой религии. Также имеет место быть версия о том, что крест с полумесяцем показывают, что существовала эпоха, когда ислам и православие были единой религией. И форма креста с полумесяцем символизирует эту эпоху. При современном разобщении двух религий – христианской и мусульманской, этот символ заставляет сожалеть о том, что единоверие было потеряно.

Торжество христианства

Впрочем, многие теологи считают, что полумесяц (цата) на кресте не имеет отношения к мусульманскому символу. И на самом деле это руки, сложенные вместе, чтобы поддержать символ православной веры.

В некоторых текстах Средневековья говорится о том, что цата – это ясли Вифлеемские, принявшие в свои объятия младенца Иисуса, а также, что это чаша евхаристическая, которая приняла тело Иисуса.

Есть версия, что это символ космоса, что подчеркивает присутствие христианства во всем мире и не имеет отношения к мусульманству.

Приверженцы семиотики считают, что полумесяц – это на самом деле не полумесяц, а кораблик, а крест – это парус. И этот корабль с парусом символизируют Церковь, которая плывет к спасению. Примерно такого же содержания объяснение в Откровении Иоанна Богослова.

Философия Востока в символе христианства

Очень интересна версия, которая рассказывает, что изображение полумесяца указывает на то, что Иисус был на Востоке. Оказывается, есть косвенные признаки того, что Иисус действительно был на Востоке в промежутке жизни между 12 и 30 годами (это период его жизни, который неизвестен ученым, т.е. где в это время Иисус жил, чем занимался). В частности бывал он на Тибете, что доказывает схожесть его слов с древневосточной философией того времени.

Историки иначе относятся к кресту с цатой, утверждая, что полумесяц был официальным государственным знаком Византии, завоеванной в 1453 году турками, которые и заимствовали цату, сделав его знаком Великой Османской империи. Известно, что насаждения ислама в Византии не было, но к православному кресту над куполами храмов в 15 веке был добавлен этот уже османский знак власти. Своего рода знак примирения и единения двух культур, религий.

Совет 2 : Что означает полумесяц на крестах православных храмов

На многих православных храмах в основании креста располагается полумесяц. Многими это воспринимается как символ торжества над исламом. Некоторые, напротив, утверждают, особенно видя такой символ на новых храмах, что это обозначает объединение всех религий. Оба предположения далеки от истины.
Крест и полумесяц на куполе храма
Сочетание креста и полумесяца использовалось христианами еще до возникновения ислама, так что этот полумесяц никакого отношения к мусульманской религии не имеет. Символ в виде полумесяца, именуемый цатой, пришел из Византии.

Константинопольский полумесяц

Город Византий, позднее названный Константинополем, обрел символ в виде полумесяца задолго до возникновения не только ислама, но и христианства. Это был знак Гекаты – богини луны. У жителей и правителей города действительно была серьезная причина испытывать чувство благодарности и к луне, и к ее богине, ведь именно ночному светилу город был обязан своим спасением.

Всем известны завоевательные походы Александра Македонского, но отец этого царя – Филипп II – тоже был завоевателем. В 340 г. до н.э. он намеревался захватить Византий. Царь все точно рассчитал: его армия должна была приблизиться к городу под покровом ночи и атаковать его неожиданно, это дало бы преимущество македонцам.

Лишь один момент не учел опытный полководец: в ту ночь над Византием ярко светила луна. Благодаря ее свету византийцы вовремя заметили приближение македонского войска и подготовились к отражению атаки. Захватить город Филиппу II не удалось.

С тех пор правители города носили изображение полумесяца – цату – в качестве знака власти. Этот обычай унаследовали византийские императоры, когда Византий – в то время уже Константинополь – стал столицей Восточной Римской империи. Так цата стала символом императорской власти.

Полумесяц как христианский символ

Обычай не был утрачен и в христианские времена, но он наполнился новым смыслом. Византия унаследовала от Рима идею божественности императора. В христианстве эта идея преломилась по-своему, в виде представления о божественном происхождении императорской власти. С другой стороны, сам Спаситель представлялся Царем, которому, согласно Священному Писанию, «дана… всякая власть на Небе и на Земле». Так цата – символ императорской власти – стала ассоциироваться с властью Бога.

Цата вызывает у христиан и другие ассоциации. В частности, в «Откровении Иоанна Богослова» Богоматерь предстает в виде женщины в венце из 12 звезд, у ног которой располагается месяц. Опрокинутый полумесяц похож на чашу, ассоциируясь тем самым со священной чашей таинства Евхаристии.

Таким образом, у полумесяца, расположенного в основании креста на куполах православных храмов, достаточно много смыслов.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500