Совет 1: Чем отличается боярин от дворянина

В рамках традиционного общества Древней Руси существовало два достаточно привилегированных сословия, состоявших на службе у князя или царя - бояре и дворяне. Несмотря на некоторое сходство, положение этих двух категорий населения заметно отличалось.

Боярское сословие

Бояре вели свою историю из дружины русских князей XI века. Первоначально они получали землю за службу князю, но уже к периоду феодальной раздробленности боярские вотчины стали неотъемлемым и наследственным владением боярских родов.

Бояре представляли собой значительную политическую силу, особенно в период конфликтов между князьями до создания единого централизованного государства. Боярин мог выбрать князя, которому желал служить, и поддержка богатых бояр могла сильно изменить геополитическое равновесие в конкретном регионе. С момента становления централизованного Московского государства появляется Боярская Дума - этот сословно-представительный орган был прообразом парламента, однако играл только совещательную роль при царе - бояре имели право совета, но не могли оспорить решение правителя.
Боярская дума была упразднена Петром I и была заменена на систему коллегиального управления.

В некоторых ситуациях бояре получали исключительную политическую власть. Например, так произошло в один из периодов Смутного времени, который был назван соответствующим образом - Семиборящина. В этот период группа бояр фактически управляла частью государства во время конфликта между несколькими претендентами на трон. Когда Петр I на год уехал из России, он также получил фактическое управление страной одному из бояр.

Дворянство

Дворяне начали упоминаться в русских источниках еще в период феодальной раздробленности. Их первоначальный статус сильно отличался от боярского - дворянин был обязан служить государю, и за это ему выделялся земельный надел. Первоначально он не передавался по наследству - даже если сыновья дворянина тоже шли служить, им выделялись новые земли после смерти родителя. Жены и дочери дворянина после его смерти могли унаследовать небольшое денежное содержание, но не земли и крестьян.
Родовитость дворян определялась по специальным книгам. В соответствии с древностью рода каждый представитель знати должен был занимать свое место на службе. Эта практика называлась местничеством.

К XVII веку стала появляться практика наследования дворянами пожалованных земель. Окончательно разница между боярством и дворянством исчезла при Петре I - он разрешил передавать землю и крепостных по наследству, но обязывал любого помещика служить государю на военном ил гражданском поприще.

Совет 2: Почему бояре на Руси при Петре Первом отказывались брить бороды

Правление Петра Первого обусловлено курсом России на сближение с Западом, это коснулось многого: от устройства правления, до одежды, в том числе и внешнего облика русской знати. Вернувшись из своего путешествия и оставшись под впечатлением, Петр Первый, согласно историческим источникам, лично обрезал ножницами бороды нескольким знатным подданным прямо на пиру, куда собрались все бояре.
Русичи испокон веков носили бороду, это было частью культурной традиции, имевшей и религиозные корни. В славянских письменах есть наставления, согласно которым волосы беречь полагалось, т.к. они накапливают и мудрость и энергию. Девушкам положено носить косу, а мужчинам – бороду, волосы иметь до плеч.

Европе и Западному миру борода была чужда. Объясняется это просто: европейцы, в отличие от жителей Руси, не были приобщены к банному делу, наличие вшей и прочих паразитов даже у грамотных людей и богачей было делом нормальным, обыденным. Для того чтобы хоть как-то уменьшить число кровососущих гадов, люди начали бриться, при том не только мужчины, но и женщины, выбривая даже брови и пряча лысины под парики.

Роптали, но терпели

Петр I лично остриг бороды нескольким своим боярам, сделано это было показательно – царь отнюдь не шутил, повелев боярам бриться на манер европейцев. Направленно это было на то, чтобы бояре внешним видом напоминали жителей европейских стран, что способствовало, по мнению Петра, преображению России.

Однако не всем – и вполне справедливо - понравилось это нововведение, царя осуждали многие, не понимали и не принимали такой его меры. Ведь побрить бороду в те времена считалось грехом почти смертельным, а иностранцев, для которых это было делом обычным, считали еретиками. Объяснялось просто, все святые на иконах были изображены неизменно с бородой. Ношение этого атрибута было неотъемлемой частью жизни любого мужчины тогда.

Священнослужители роптали, это даже повлекло войну самоубийств, с таким трудом приживалось это новшество. Бояре и другие подданные усматривали даже покушение на весь русский народ с его устоями в свете всего этого.

Борода дорого стоит

Это несло угрозу, и заставило Петра пересмотреть свою политику по этому поводу в дальнейшем, так в начале сентября 1968 года он приказал ввести закон об обложении налогом ношении бород. Был введен бородовой знак, служившей чем-то вроде квитанции об оплате привилегии ношения бороды. Так же был предусмотрен штраф за невыполнения требования царя. После этого брить бороду потребовали уже у всего городского населения, не зависимо от чина. К 1705 году все, кроме священнослужителей и крестьян, должны были брить усы и бороду, согласно указу царя.
Так как крестьяне не облагались налогом и бороду брить обязаны не были, то пошлина снималась с них исключительно при въезде в город и составляла 1 копейку с одного крестьянина.

Со всех граждан взималась пошлина различного размера, в зависимости от их положения и достатка. В год 600 рублей – для чиновников, 100 – с купцов, 60 – с посадских, 30 – со всех прочих жителей.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше