Совет 1: Как писать диктанты по сольфеджио

Музыкальный диктант представляет собой познавательное упражнение, которое развивает слух ученика, мелодический и гармонический. Обычно каждый урок сольфеджио сопровождает написание одного диктанта. Как научиться грамотно, быстро и правильно писать диктанты на уроках сольфеджио?
Инструкция
1
Чем чаще будете делать музыкальные диктанты, тем скорее научитесь их писать. Поэтому не пропускайте очередные уроки сольфеджио, на которых такая работа выполняется учащимися постоянно.
2
Не бойтесь неправильно записанных нот во время прослушивания диктанта. Вносите в нотную тетрадь все услышанные ноты во время первого же прослушивания мелодии. Причем записывайте звуки, которые услышите, даже если они находятся в различном месте, такте, в начале или в конце всего упражнения. Во время следующих прослушиваний вы успеете заполнить нотами недостающие места в нотной тетради.
3
Поставьте перед собой задачу при первом прослушивании диктанта уловить размер мелодии, ее такты, первую и последнюю ноты проигранной музыки, ключи, тональность. Что касается тональности, обычно перед первым звучанием диктанта учитель сообщает, какой она будет. Или же педагог подсказывает ее, оговаривая количество диезов и бемолей в тональности мелодии. Запишите все эти данные в нотную тетрадь во время первого прослушивания диктанта.
4
Во время второго проигрывания улавливайте, с какого мотива начинается музыка, каково ее развитие, есть ли повторы. После второго звучания запишите в тетрадь ноты первого, предпоследнего и последнего тактов. Если услышите и другие, также запишите.
5
При третьем прослушивании мелодии дирижируйте сами себе, запоминая ритм. Это поможет разобраться с длительностью нот. Также запишите недостающие ноты в незаполненных тактах. Последние прослушивания даются для очищения своей записи. Еще раз внимательно просмотрите ее, пропевайте ноты за мелодией, сверяя их с записанными.
6
Кроме посещения уроков сольфеджио, тренируйтесь в написании диктантов дома. Для этого купите несколько сборников музыкальных диктантов для уроков сольфеджио. Пойте их с листа, затем проигрывайте на фортепиано и проверяйте, правильно ли вы их озвучили.
7
Попросите друзей-музыкантов, чтобы они проигрывали вам в медленном ритме диктанты из сборников. Вы в этот момент записывайте за ними мелодию. Со временем при успешном написании диктантов темп их звучания можно ускорять.
8
Переписывайте пьесы, которые играете по основной специальности, нотами в тетрадь. Не заглядывайте в ноты, пишите по памяти, проигрывая мелодию в голове. Затем сверяйте записанное с нотами пьесы.

Совет 2: Как писать по нотам

Нотная запись по системе Гвидо д'Ареццо – самый популярный на сегодняшний день способ графического оформления музыкального текста. В основе этой системы лежит расположение нот на пятилинейном нотоносце или нотном стане.
Инструкция
1
Чтобы начать запись нотами, сперва напишите ключ в начале нотоносца. Его разновидности: скрипичный (ключ «соль»), басовый (ключ «фа»), система ключей «до» (сопрановый, меццо-сопрановый, альтовый, теноровый, басовый). Из последней системы сейчас популярны альтовый (для записи партии альта) и теноровый (для виолончели в некоторых случаях). Ключ служит точкой отсчета, показывая, на какой линейке будет располагаться опорная нота конкретной октавы (ее именем называется ключ).
Нота «до» первой октавы в скрипичном ключе будет располагаться на первой добавочной (снизу) линейке, в альтовом – на средней (третьей линейке), в теноровом – на верхней линейке, в басовом – на первой добавочной сверху. Ключ выбирается в соответствии с удобством записи для инструмента с высоким или низким диапазоном.
2
После ключа идут знаки альтерации: диезы, бемоли. Порядок их написания определяется кварто-квинтовым кругом.
3
Следом идет размер произведения в виде простой дроби: числитель – количество долей, знаменатель – их длительность. В каждом такте произведения (до соответствующих пометок) будет такое количество таких длительностей, как указано в размере.
4
Дальше идут сами ноты. В зависимости от мелодии они располагаются на разной высоте. Другая их характеристика – длительность, то есть протяженность во времени. Самые короткие из используемых длительностей – шестьдесят четвертые. Далее по возрастанию: тридцать вторые, шестнадцатые, восьмые, четверти, половины, целые. Если за единицу времени взять счет «раз», то 1/64-х нот придется шестнадцать, 1/32-х – восемь, 1/16-х – четыре, 1/8-х – две, 1/4-я – одна. На половину приходится два счета, на целую – четыре.
Как писать по нотам
5
Как только общая сумма длительностей совпадет с размером, ставится вертикальная тактовая черта. Следующий такт заполняется нотами по тому же принципу и отделяется от третьего.
Видео по теме
Источники:
  • писать ноты

Совет 3: Как писать диктанты

Диктант – это одна из наиболее распространенных работ, относящихся к урокам русского языка, причем не только в школах. Как же правильно писать диктант? Как проверять написанное? Эти вопросы мы сейчас и разберем. Это поможет не только школьникам, но и абитуриентам.
Инструкция
1
Экзаменатор с выражением читает весь текст диктанта. Ваша задача на этом этапе диктанта проста – прослушать текст. Услышав непонятные слова, обязательно узнайте у экзаменатора их значение после того как он прочитает текст. Постарайтесь понять текст, вникнуть в его смысл.
2
Затем текст читается уже предложениями. Каждое из предложений обычно читается три раза: первый раз целиком, второй – по частям, третий раз – снова целиком и с выражением. При первом прочтении предложения не записывайте его, а постарайтесь определить структуру (простое, сложное или осложненное).
3
Не торопитесь успеть записать предложение во время его диктовки по частям. Пишите аккуратно, знаки препинания расставляйте только в тех случаях, где вы на 100% уверены в уместности данного знака. В первую очередь необходимо уделить внимания правильности написания слов.
4
Когда экзаменатор будет читать предложение с выражением, паузами выделяя те или иные знаки, расставьте все остальные знаки препинания.
5
После написания диктанта дается 5-7 минут на его самопроверку. Чтобы эффективно эту самопроверку провести, отвлекитесь от текста на пару-тройку минут. Лучше подумать о чем-нибудь другом, отвернувшись от текста или закрыв глаза. Это крайне важный психологический момент.
6
Теперь внимательно прочитайте текст, проанализировав расстановку знаков препинания. Решив зачеркнуть или доставить знак, не спешите. Сначала подумайте, какую он должен играть роль в предложении.
7
Проверить написание слов вы можете, произведя орфографический разбор каждого «проблемного» слова. Выполняйте исправления ручкой: тонкой косой линией зачеркните неправильную букву, а затем сверху аккуратно напишите правильную.
Источники:
  • диктанты написать

Совет 4: Как проводить диктанты

Во время учебного процесса педагог не только дает знания учащимся, но и проверяет степень их усвоения. Диктанты на уроках русского языка несут в себе обе эти функции, т.е. делятся на обучающие и контрольные. Их цель заключается в формировании орфографического слуха. Но методика проведения имеет свои особенности.
Инструкция
1
Определите цель диктанта, который вы хотите провести:
- усвоение и закрепление материала (выборочный, распределительный, творческие диктанты с устным разбором, свободный, восстановленный, диктант по аналогии, предупредительный, самодиктант (письмо по памяти), объяснительный);
- проверка знаний (диктант с грамматическим заданием, контрольный диктант);
- умение пользоваться языковыми средствами, конструкциями, закрепление правописания, расширение запаса слов (все виды творческих диктантов);
- повторение и обобщение материала (комбинированный творческий).
2
Выберите вид диктанта, исходя из его цели. Подберите необходимый материал (текст, слова и словосочетания, репродукции картин для творческих диктантов и т.д.).
3
Укажите в плане-конспекте урока, на каком этапе используете диктант, и ограничьте время. Например, предупредительный диктант с показом текста на доске занимает 10-15 мин и проводится до записей в тетрадях, для проверки домашнего задания или актуализации знаний.
4
На уроке перед началом диктанта объясните, для чего вы его проводите и какое задание учащимся предстоит выполнять. Например: целью выборочного диктанта может быть закрепление нового материала или проверка пройденного; заданием к нему – под диктовку распределить в тетрадях (или на обороте доски задание выполняют двое учащихся) слова по столбикам.
5
Диктуйте предложения (слова, словосочетания) в зависимости от возможностей класса и сложности выполняемого задания. Например, в творческих диктантах могут быть задания на распространенные предложения, запись диктанта от другого лица (учитель диктует от третьего, а учащиеся записывают от первого лица), заменить записанные на доске слова на синонимы и т.п.
6
Дайте время на проверку диктанта без заданий. Если диктант с грамматическим заданием, после диктовки сразу его озвучьте. В этом случае учащиеся распределят время и на выполнение задания, и на проверку всего диктанта.
7
Если проводился диктант с устным объяснением в классе, оцените работу опрошенных учеников.
8
Соберите тетради для проверки в конце урока.
Видео по теме

Совет 5: Как писать музыкальные диктанты

Музыкальный диктант представляет собой проигрывание преподавателем мелодии, простой или сложной. Ученик же должен как можно точнее записать нотами услышанные звуки, их длительность и так далее. Чтобы научиться писать музыкальные диктанты, нужно следовать некоторым правилам и применять методы тренировки мелодического и гармонического слуха.
Инструкция
1
Обычно ученики, независимо от сложности музыкального диктанта, испытывают одни и те же трудности в работе над ним. Чаще всего они выражены в трех проблемах: а) учащиеся не успевают услышать всю мелодию, б) слышат только часть нот или отдельные ноты, в) не могут запомнить всю мелодию от начала до конца. В зависимости от проблемы и подбирается ключ к ее разрешению.
2
Потренируйтесь для развития музыкального слуха следующим образом. Подбирайте любимую мелодию на музыкальном инструменте. Теперь запишите ее нотами. Далее усложните задачу. Попробуйте другую мелодию сначала записать по памяти нотами, а затем проверьте на инструменте, насколько правильно вы ее записали. Всегда прослушивая очередную мелодию, представляйте, как она бы выглядела записанной нотами.
3
Приобретите сборник музыкальных диктантов вашего уровня сложности. Пропойте очередные диктанты с листа. Затем заучивайте пропетый диктант наизусть. Запомните, что все диктанты имеют типовые штампы построения мелодии, аккордов. Если вы будете часто работать со сборниками музыкальных диктантов, со временем запомните и музыкальные построения из них. Это вам пригодится на очередном экзаменационном диктанте с педагогом.
4
Делайте и такие упражнения, повышающие вашу музыкальную память. Сыграйте одну ноту на фортепиано. Послушайте ее окраску. Перенесите эту ноту в другие регистры, почувствуйте разницу в звуке. Сыграйте интервал с той же нотой, пропойте его звуки вслух. Сыграйте тот же интервал в другом регистре. Сыграйте аккорд из трех звуков, пропойте его звуки, затем перенесите аккорд в другой регистр и так далее. Такое упражнение поможет вам узнавать одни и те же звуки в разных регистрах.
5
А это упражнение поможет развить темп запоминания диктантов. Запишите, сыграв несколько диктантов из сборника на магнитофон или диктофон в медленном темпе («ларго»). Запишите за диктофоном диктант нотами. Если успеваете сделать это без ошибок, запишите 2-3 диктанта в более скором темпе на магнитофон и так далее.
6
Не бойтесь приблизительной записи нот за педагогом во время звучания диктанта. С новым повтором мелодии вы их сможете поправить. Не пропускайте, как учат педагоги в музыкальных школах и колледжах, первое проигрывание мелодии, а записывайте на нотный стан все, что успеете услышать. И еще – пишите все звуки, которые услышите с любого места. При новом прослушивании вы всегда восполните недостающее звучание. Успехов!
Источники:
  • как пишется со временем
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500