Инструкция
1
В 1989 году учитель английского языка из США Роберт Стабблбайн и его ученик Аркадий Волож, талантливый программист и предприниматель, создали фирму CompTek. Однако Воложа не устраивала скромная участь продавца персональных компьютеров. Он всерьез был заинтересован системами обработки данных. Аркадий Волож мечтал написать приложение, которое помогало бы искать информацию в текстах большого объема. В том же 1989 году появилось предприятие «Аркадия», основателем которой был программист Волож и специалист по компьютерной лингвистике Аркадий Борковский. Они вдвоем создали несколько программ для поиска, в том числе и «Международную классификацию изобретений» и «Классификатор товаров и услуг».
2
Название «Яndex» появилось случайно. Один из директоров компании записывал все словосочетания, которые могли бы отразить суть поисковой технологии, а потом придумывал их производные. Yandex – это сокращение от yet another indexer, что в переводе означает «еще один индексатор».
3
В 1993 году CompTek поглотила «Аркадию». Пока шел процесс слияния, на свет появилась программа удобного поиска информации на жестком диске компьютера, которая получила название «Yandex». Она учитывала не только семантику, но и морфологию слова. Через 2 года было решено использовать данную программу для поиска в интернете. Первоначально работа велась с небольшим количеством ресурсов, но потом появилась возможность искать необходимую информацию во всем Рунете.
4
Официально о новой поисковой машине Yandex.ru было заявлено 23 сентября 1997 года. К тому времени в российском сегменте интернета успешно функционировали Altavista и Rambler, причем первая базировалась на мощнейших для того времени серверах и была способна обрабатывать несколько миллионов запросов ежедневно.
5
В 1999 год «Яндекс» принес компании CompTek 72 000 долларов прибыли и вошел в семерку популярнейших сайтов русскоязычного интернете, а уже в апреле 2000 года 35,72 процента акций «Яндекса» были приобретены фондом ru-Net Holdings за немалую сумму – 5 280 000 долларов. Генеральным директор был назначен Аркадий Волож. В том же году «Яндекс» перестал быть отделом компании CompTek и стал вполне самостоятельной организацией.
6
В 2001 году поисковые алгоритмы «Яндекса» претерпели значительные изменения. Разработчики улучшили ссылочный поиск, научили систему корректировать морфологию запросов, ввели тематический индекс цитирования (тИЦ). Скорость и точность поиска увеличилась в несколько раз. По популярности и спектру возможностей «Яндекс» обогнал «Рамблер» и до сих пор не отдает пальму первенства. 2001 годом датируется рождение системы контекстной рекламы «Яндекс.Директ», которая буквально в течение года стала основным источником прибыли компании.
7
«Яндекс» как предприятие стало самоокупаемым в 2002 году, а в 2003 акционеры получили первые дивиденды.
8
В 2005 году «Яндекс» первые заявил о себе на международном уровне, открыв филиал в Одессе (Украина) и зарегистрировав домен www.yandex.ua. В течение нескольких лет офисы разработки открылись в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Киеве. В Екатеринбурге и Новосибирске начали работать офисы продаж. В 2008 году в Калифорнии появилась Yandex Labs – дочернее предприятие «Яндекса». В том же году была запущена казахская версия поисковой системы, а двумя годами позднее – белорусская. В 2011 году появился «Яндекс» с локализацией для турецкоязычных пользователей.
9
В 2007 году «Яндекс» поглотил социальную сеть «Мой круг», выложив за нее около 1 500 000 долларов. Цель была понятна – сделать сервисы «Яндекса» более социальными, дать возможность людям не только получать информацию, но и делиться ею, общаться с единомышленниками.
10
2010 год стал знаковым для поисковой системы «Яндекс». Именно тогда был зарегистрирован домен www.yandex.com. 24 мая 2011 года «Яндекс» вышел на биржу «НАСДАК». Только первичный вброс акций принес компании 1 300 000 000 долларов, что является вторым результатом. На первом месте Google с 1 670 000 000 долларов.
11
В 2012 году появился «Яндекс.Браузер», а Государственная дума России утвердила закон, в котором «Яндекс» и социальная сеть «ВКонтакте» были названы общенациональными трансляторами информации и стратегическими предприятиями. В 2012 году по количеству ежедневной аудитории «Яндекс» обошел «Первый канал», став лидером российского медиарынка. В 2013 года к «Яндексу» как к поисковой системе уже обращалось больше людей, чем к «Майкрософту», что дало отечественному интернет-гиганту право занять четвертую строчку в рейтинге мировых поисковых систем.