Вам понадобится
  • - аккордеон;
  • - самоучитель игры на аккордеоне;
  • - схема кварто-квинтового круга;
  • - схема клавиатуры;
  • - сборник гамм и аккордов;
  • - ноты для аккордеона;
  • - цифровки знакомых песен.
Инструкция
1
Многие народные музыканты подбирают мелодии и аккорды по слуху, благо конструкция аккордеона это позволяет. Но дело у вас пойдет значительно быстрее, если вы все-таки выучите ноты и простейшие тональные последовательности. Аккорды в любом произведении ставятся в определенном порядке. В этом смысле кнопочный механизм аккордеона и некоторых других инструментов устроен предельно рационально. Начните обучение с правой руки. Выучите ноты и их расположение на клавиатуре. Она очень похожа на фортепианную. Звук в полной октаве «до» располагается ниже группы из двух черных клавиш, «ре» - между двумя черными клавишами, «ми» - выше этой группы и т.д. Имейте в виду, что у аккордеона самая верхняя и самая нижняя октавы чаще всего бывают неполными.
2
Научитесь играть несложные мелодии одной рукой. Лучше, если они будут написаны в мажорных тональностях. Тщательно следите за движением мехов. В нотах обычно обозначено, когда меха нужно растянуть или сжать. Следите, чтобы воздух в инструменте был всегда, полное сжатие возможно лишь в некоторых случаях. Научитесь раздвигать меха равномерно. Делайте это сначала медленно, затем попробуйте в разных темпах.
3
Аккомпанемент многих музыкальных произведений можно представить себе в виде схемы «Т–S-D-T», где Т – основной аккорд, или тоническое трезвучие, S – аккорд, построенный на субдоминанте, т.е. на четвертой ступени, а D – трезвучие, которое строится на пятой ступени, или доминанте. Научитесь определять ступени. Так, в до-мажоре субдоминантой будет нота фа, а доминантой – соль. Очень полезно выучить буквенные обозначения разных тональностей, это поможет при чтении цифровок. Ощупайте кнопки аккордеона. Найдите середину ряда, расположенного дальше всего от мехов. На ней вы найдете небольшую выемку. Это звук до. Средние кнопки в остальных рядах – это аккорды, которые строятся от ноты до. Аккордеоны бывают разных конструкций, поэтому нажмите каждую из этих кнопок и послушайте, какой аккорд она дает – октаву, до-мажор, до-минор или септаккорд от этого звука.
4
Возьмите схему кварто-квинтового круга. Дело в том, что все кнопки аккордеона расположены именно в соответствии с этой схемой, так что по одну сторону от кнопки «до» будут находиться не «си» и «ре» (или «си» и «до-диез»), а «фа» и «соль». Кстати, они тоже могут быть обозначены значками, которые легко прощупываются. Попробуйте сыграть простенький квадрат по указанной схеме. Если заменить условные обозначения настоящими звуками, то порядок будет такой: «до-фа-соль-до», он же «C-F-G-C». Составьте такие же схемы для других тональностей, хотя бы для самых распространенных.
5
Соедините аккомпанемент с мелодией. Где нужно менять аккорды, указано в цифровке. Как только у вас получится быстрая смена аккордов, попробуйте немного усовершенствовать аккомпанемент. Например, в нескольких местах вместо трезвучия пятой ступени взять доминантсептаккорд.
6
Посмотрите внимательно на кварто-квинтовый круг. Загляните также в сборник гамм. Вы увидите, что каждой мажорной тональности соответствует параллельная минорная с тем же количеством ключевых знаков. Например, для до-мажора это будет ля-минор, для соль-мажора – ми-минор, для ре-мажора – си-минор и т.д. При этом есть разные виды минора – натуральный, гармонический и мелодический. Это важно учитывать при подборе аккомпанемента. К примеру, в популярных песнях чаще прочих применяется гармонический минор с повышенной седьмой ступенью. Если вы попробуете выстроить аккорды аккомпанемента по предложенной уже схеме, то в натуральном ля-миноре за тоническим минорным аккордом пойдут ре-минор и ми-минор, а в гармоническом аккорд пятой ступени будет мажорным.