Совет 1: Как жили в 16 веке в 2017 году

В начале 16 века завершилось образование Российского государства. Русский народ завоевывал и осваивал новые территории - Сибирь, Поволжье. Яркая фигура 16 века - это первый русский царь Иван Грозный, который совершил много государственных преобразований. Как же жили в то время люди?
Инструкция
1
Два основных социальных класса на Руси в 16 веке - бояре и крестьяне. Бояре жили в высоких деревянных теремах, которые были искусно построены в 3-4 этажа. Внизу жили дворовые холопы, а на верхних этажах хозяева дома. Такие терема были огорожены частоколами для защиты от воров и разбойников. Во дворе было множество хозяйственных построек для скота и кормов. Интересен тот факт, что боярским женщинам нельзя было без спросу выходить из дому, большую часть времени они сидели в своих светлицах на верхних этажах терема взаперти, занимаясь рукоделием.
2
Одевались бояре по восточному манеру - в длинные парчовые халаты, кафтаны и шубы, которые не снимали и в теплое время года. Признаком рода были не только богатая одежда, но и тучное телосложение, а также длинная борода. Чтобы сохранить форму, бояре часто и много ели, а также пили чрезмерно много спиртных напитков.
3
В своей вотчине боярин был полноправным хозяином, мог казнить или миловать своих холопов. За такое вольное житье он платил налоги в княжескую (а затем в царскую) казну. Если хозяйство не ладилось, боярин мог сам поступить на царскую службу.
4
В боярских вотчинах работало много холопов, но большую часть населения составляли черносошенные крестьяне, которые жили небольшими деревнями и работали вместе: пахали, сеяли, корчевали лес. Позднее выделялись семейные наделы - участки земли для единоличного пользования, но все равно тяжелую работу было принято делать вместе.
5
Крестьянские избы не были похожи на боярские терема - они были деревянные, в одну комнату. Одежда крестьян была домотканая, обувь не носили до наступления холодов.
6
Женщины-крестьянки, как и мужчины, работали коллективно. Иногда по вечерам, после тяжелого трудового дня, для молодежи устраивались посиделки с песнями и плясками. Женились крестьяне рано. Самостоятельным возрастом для юноши считался 16-18 лет, для девушки - 12-13 лет. Свадьбы устраивали поздней осенью, после всех полевых работ. Традиционная женитьба проходила с выкупом невесты, свадебным обрядом и трехдневным пиром.
7
Центрами грамотности в 16 веке были монастыри, в них хранились книги и рукописи. Крестьяне и большая половина бояр были неграмотными.

Совет 2: Как жили крестьяне на Руси

Само название «крестьянин» тесно связано с религией, оно происходит от «христианин» - человек верующий. Люди в деревнях всегда жили по особым традициям, соблюдая религиозные и моральны нормы. Быт, особенности житейского уклада создавались сотнями лет и передавались от родителей к детям.
Инструкция
1
Большинство крестьян на Руси жили в полуземлянках или рубленных избах. Это было небольшое помещение, где размещалась вся семья, где зимой укрывался скот. Всего в доме было 2-3 окна, и те маленькие, чтобы сохранять тепло. Главным в доме был «красный угол», где располагался иконостас. Божница могла состоять из одной иконы или нескольких, также рядом стояла лампадка с маслом и священные писания с молитвами. В противоположном углу располагалась печь. Она была источником тепла и местом, где готовилась еда. Топили ее по черному, весь дым оставался в помещении, но зато было тепло.
2
Дом не принято было делить на комнаты, все размещались в одном помещении. Часто семьи были большими, многие дети спали на полу. Обязательно в доме был большой обеденный стол для всей семьи, где за едой собирались все домочадцы.
3
Основное время крестьяне проводили за работой. Летом сажали овощи, фрукты, злаки, ухаживали за ними, чтобы получить большой урожай. Также заводили скот, почти в каждой семье были куры. Зимой животных при сильных морозах пускали в дом, чтобы сохранить им жизнь. В холодное время мужчины ремонтировали предметы труда, создавали мебель, посуду и другие необходимые вещи. Женщины же зимой ткали и шили одежду. Домотканные рубахи были основой гардероба. Праздничные наряды были красиво вышиты. А на ногах крестьяне до XX века носили лапти.
4
Семьи у крестьян были большими, считалось, что детей должно быть столько, сколько бог пошлет. Основные принципы жизни были описаны в «Домострое», в нем говорилось об обязанностях мужчины и женщины, о правилах поведения. Браки заключались на всю жизнь. После этого обряда женщине полагалось носить две косы, а не одну, как в девичестве.
5
Особенностью русского быта стала кухня, которая и сегодня ценится во всем мире. Обилие круп и мучных изделий поражало. Часто пекли растягаи, пироги, ватрушки. А вот картофель появился в России лишь в XIX веке, поэтому традиционные рецепты его не используют. Щи, борщи считались самым вкусным блюдом. Они готовились в печи, где долго томились и приобретали небывалый вкус и аромат.

Совет 3: Как жили в 17 веке

В XVII веке была определена величина скорости света и сконструирован барометр. Во Франции Людовик XIV вышел на сцену в образе солнца, в России Петр I начал реформы, в Китае династия Мин сменяется династией Цин. Изменения происходили и в жизни простых людей.
Инструкция
1
Рост грамотности

В 17 столетии в просвещенных странах возрастает количество людей умеющих читать и писать. В России доля грамотных жителей посадов составляет 40%, помещиков – 65%, купцов – 96%. В домах стали появляться собственные библиотеки. В 1634 г. вышел в свет букварь «Азбука». Появлялись печатные таблицы умножения, псалтыри и часословы. В 1687 г. в России открылась славяно-греко-латинская академия. В науке развивалась преимущественно практическая сторона. Теоретическая часть мало исследовалась. Активно развивалась астрономия, медицина, география.
2
Век ограниченной гигиены

Только богатые жители передовых держав имели водопровод. Остальные мылись как придется. Конечно, в 17 веке о необходимости поддерживать себя в чистоте знали практически повсеместно, но применяли эти знания не всегда. Городские жители Англии, к примеру, пользовались банями. Но некоторые считали, что достаточно раз посетить это место и более грязь к телу не прилипнет.

Что касается туалетов, то специальные помещения для справления естественных нужд в 17 столетии были редки. Обычно использовались ночные горшки. Причем необязательно в уединенных местах. Считалось обычным делом даже в высшем обществе справлять нужду в столовой при приеме гостей.
3
Необходимость большого количества слуг

В 17 веке механизмов, которые бы облегчали человеческий быт, было изобретено мало. Хозяева больших домов не всегда успевали справляться со всеми домашними делами, поэтому росла необходимость в слугах. Кухарки, домработницы, горничные, прачки – пользовались большим спросом. Если в семье не имелось слуг, то все домашние обязанности брала на себя жена. Считалось дурным тоном, если муж, придя с работы, не обнаружит накрытый стол. В таком случае жене не стоит сетовать на то, что он будет частенько пропадать в тавернах, где столы накрыты всегда.
Видео по теме

Совет 4: Как жили в 19 веке

XIX век подарил миру множество гениальных изобретений и произведений искусства. Были изобретены саксофон, дирижабль, пастеризация, электросварка, троллейбус и многое другое. В эту эпоху творили Достоевский, Толстой, Дюма и Гюго. Немало жизней унесли кровавые события XIX века – Наполеоновские войны, Гражданская война в США, Русско-турецкие сражения.
Инструкция
1
Жизнь дворянства

Существование не по средствам привело дворянство просвещенных стран в долговую зависимость. Многие разорились и влачили жалкое состояние. Постоянные баллы и пиры предыдущих веков значительно сказались на благосостоянии многих родов. Но это не значит, что в XIX веке балы и походы по салонам прекратились. Те дворяне, которые могли себе позволить траты, с радостью продолжали вести шикарный образ жизни. Те же, кто состоянием не обладал, брали ссуды, пытались сорвать куш в азартных играх, либо просто отправлялись за деньгами и славой в дальние края. Военные действия по всему земному шару благоприятствовали этому.
2
Купечество и буржуазия в XIX веке

Эти сословия сколачивали свои капиталы так стремительно, что постепенно начали смещать дворянство с ведущих позиций в мире. Строительство железных дорог, использование новейших изобретений, фабрики и заводы значительно обогащали этих нуворишей. В отличие от дворян, представители буржуазии не спешили пускаться в необдуманные траты. Полученные капиталы приумножались. Конечно, и здесь было не все так гладко – новые предприятия временами имели свойство разоряться, оставляя своих создателей без гроша в кармане.
3
Крестьяне и рабочие XIX столетия

В век промышленного роста наблюдался большой отток населения из деревень в города. Стоит отметить, что в большинстве случаев жизнь крестьян улучшилась. В России отменили крепостное право, благодаря чему деревенский народ мог трудиться на себя. Крестьяне из лаптей переодевались в сапоги, разбогатевшие могли сами нанимать работников.

Что же касается городов, то тяжелые условия труда и небогатый быт были обыденностью для рабочих. Жить нередко приходилось в казармах, работать по 14 часов, смертность была значительной. Тем не менее все больше деревенских жителей предпочитало отправляться на поиски счастья в города. Возрастала грамотность.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500