Совет 1: Как проводить практическое занятие

Помимо лекций, основными формами обучения студентов в вузе являются семинары и практические занятия, лабораторные работы и практикумы. Границы между ними не всегда отчетливы. Поэтому в реальном учебном процессе семинар и практическое занятие иногда понимаются как синонимы (например, при изучении гуманитарных дисциплин), практические занятия включают элементы лабораторных («лабораторно-практические занятия»). Основная цель таких занятий – формирование у студентов практических навыков и умений.
Вам понадобится
  • - План проведения практического занятия;
  • - методические указания по изучаемой учебной дисциплине;
  • - основные и вспомогательные материалы;
  • - рабочий журнал преподавателя.
Инструкция
1
Итак, в вашем расписании стоит «практическое занятие» (лабораторные занятия в вузах значатся именно как «лабораторные»). Темы и вопросы и задания для практических занятий, как правило, отражены в рабочей программе соответствующей учебной дисциплины. При необходимости их можно корректировать. Позаботьтесь о том, чтобы план семинарского занятия, включая список рекомендованной литературы, студенты получили заранее – за несколько дней до его проведения.
2
Подумайте о форме проведения практического занятия. При изучении гуманитарных и социальных дисциплин основным видом практических занятий является семинар. Чаще всего это обсуждение трех-четырех вопросов со всеми студентами группы или заслушивание докладов и рефератов отдельных студентов. Вы также можете использовать интерактивные методы обучения: дискуссии, работу в микрогруппах, деловые игры, разбор кейсов (ситуационных задач), индивидуальные и групповые презентации.
3
Изучение дисциплин математического и естественнонаучного цикла имеет свою специфику. При проведении «практик» упор делается на решении типовых задач и выполнении упражнений (семинар по высшей математике). Если это лабораторно-практическое занятие, студентов обучают технике эксперимента и работе с оборудованием, приборами, инструментами и т.д. Собственно лабораторные работы (лабораторные практикумы) требуют особых условий для проведения и выделяются как особый вид занятий.
4
Во время проведения практического занятия держите в голове его структуру и старайтесь все рассчитать по времени. Семинар, например, обычно предполагает вступительное слово преподавателя, затем контроль теоретических знаний и/или выполнение практических заданий, далее следует подведение итогов. Деловая игра требует иной организации и структурирования времени. Типичной проблемой новичков является или слишком поспешное рассмотрение всех запланированных вопросов, или, напротив – катастрофическая нехватка времени (успели разобрать только один вопрос из трех).
5
Следите за тем, чтобы обсуждение вопросов практического занятия проходило в психологически комфортной атмосфере. Избегайте как чрезмерного дистанцирования от студентов, так и проявлений панибратства. Направляйте и поддерживайте диалог студентов не только с собой, но и друг с другом, контролируйте шум в аудитории. Поощряйте правильные ответы и оригинальные суждения, разъясняйте непонятные моменты и корректно поправляйте допущенные студентами неточности и ошибки.

Совет 2: Как проводить лабораторную работу

В Государственном образовательном стандарте и в учебных программах по физике, химии и биологии определены практические умения, которыми должен обладать школьник на каждом году обучения. Поэтому проверка качества сформированных у учащихся практических умений является составной частью всей системы проверки. Осуществляется она в процессе проведения индивидуальных, фронтальных опытов, практикумов, практических и лабораторных работ.
Инструкция
1
Фронтальные лабораторные работы проводятся со всеми учениками одновременно. Организацию работы, теоретические направления осуществляет учитель, помогает ему (в проверке, подготовке и раздаче оборудования, курировании безопасности при выполнении и т.п.) лаборант. Перед проведением работы учитель в обязательном порядке знакомит учеников с инструкцией по технике безопасности при выполнении данной работы, лаборант собирает в специальном журнале личные подписи учащихся.
2
Далее учитель дает теоретическую основу практической работы: совместно с учащимися, выводятся необходимые формулы, изучается инструкция в учебнике, оговаривается порядок действий при выполнении работы и заполнении отчетной документации учеников (таблицы, расчеты, наблюдения). Этот этап должен проходить в форме диалога, для того чтобы учащиеся точно определились с алгоритмом выполнения, сопоставив его с результативностью теории предмета.
3
Основная часть лабораторной работы – непосредственное выполнение обучающимися практических заданий. Очень важно, чтобы ученики сами выполняли наблюдения, расчеты, измерения, только тогда они создадут целостную предметную картину мира. Учитель и лаборант на этом этапе должен лавировать между партами учащихся с целью контроля действий и уже визуально оценивать практические умения и применение теоретических знаний учеников, корректируя действия, отвечая на вопросы учащихся.
Видео по теме
Полезный совет
Очень удобно, если работать учащиеся будут на подготовленных заранее бланках лабораторных работ, где уже имеются таблицы, ход работы и подобные пункты, которые при оформлении отчета, могут отнять у ученика драгоценное время урока.
Видео по теме
Полезный совет
Заранее подготовьте и проверьте необходимое для практического занятия оборудование (например, технику для показа студенческих презентаций), основные и вспомогательные материалы (например, бланки для тестирования или сборники задач).

Не забудьте свой рабочий журнал, где нужно будет отметить присутствующих студентов и выставить им оценки.
Источники:
  • Российское образование. Федеральный портал
  • Дидактика средней школы
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше