Инструкция
1
Если вы обладаете крепкими нервами, попробуйте просто проигнорировать хама. Ни в коем случае не опускайтесь до его уровня, не отвечайте тем же. Такая тактика может только привести к новому витку конфликта. Оставайтесь сдержанной, воспитанной и сохраняйте внешнее спокойствие.
2
Если подозреваете, что сотрудник вашего коллектива способен на хамство, — не провоцируйте его, старайтесь общаться с таким человеком только по необходимости, сдержанно и сухо.
3
Когда коллега-скандалист позволил себе оскорбление в ваш адрес, молчать нельзя. Произнесите примерно следующее: «Извините, Светлана Петровна, но разговаривать в подобном тоне я не привыкла. Мы сможем продолжить после того, как вы извинитесь». До тех пор, пока этого не произойдет, не реагируйте на дальнейшие выпады.
4
Если нервы сдают и очень хочется ответить хаму тем же, – встаньте, спокойно выйдите из кабинета, чтобы успокоиться и перевести дух.
5
Не стесняйтесь, а так и скажите обидчику, если оскорбление все-таки задело вас. Не обвиняйте в ответ, а просто опишите свои чувства: «Когда меня критикуют так несправедливо, я испытываю ужасную досаду (боль, злость и т.д.)». Реакцией хама на ваши слова будет растерянность, а вам после этого станет легче.
6
Попробуйте использовать принцип амортизации – немедленного согласия с утверждениями противника (действие принципа описывает М. Е. Литвак в своей книге «Психологическое айкидо»). К примеру, спокойно согласитесь с оскорблением грубияна: «Вы совершенно правы, я глупец (наглец, идиот и т.д.). Только как вы догадались, ведь мне столько лет удавалось от всех это скрывать?!» Обидчик ждет в ответ на свой выпад встречные обвинения, и ваша неожиданная реакция обезоружит его и заставить замолчать.