Инструкция
1
Общие рекомендации при игре произведений Шопена знакомы большинству музыкантов. Во-первых, к примеру, при разборе фортепианного произведения, сначала выучите отдельно партию каждой руки. Не беритесь за все произведение сразу, разучивайте по 4-8 тактов. Сразу исполняйте все украшения, используйте верную аппликатуру. Играйте в максимально медленном темпе.
2
В вальсах, мазурках и других произведениях Шопена активно используется стандартный аккомпанемент в структуре партии левой руки: бас – аккорд – аккорд (при четырехдольных размерах аккорд повторяется трижды). Поэтому левую руку разучивайте, проигрывая сразу двумя: левой – только бас, правой – только аккорды. Следите, чтобы бас звучал отчетливо и достаточно громко, а аккорды приглушенно. Аппликатура в правой руке при этом не имеет значения, а левой соблюдайте порядок пальцев в точности.
3
Трели в классических произведениях играются с акцентом на первую ноту из трех. В романтизме акцент смещается на последнюю ноту. Поэтому начинайте играть трели и форшлаги с небольшим опережением, чтобы сильная (или относительно сильная) доля совпала с акцентом.
4
В романтизме впервые был использован прием rubato (свободный темп). В определенные моменты допускается (а иногда и требуется) замедление или ускорение для придания особой эмоциональности произведению. В эти моменты не только высотой тона, динамикой, но и всей душой показывайте напряжение музыки.
5
Читайте о самом композиторе и о конкретном произведении. В контексте истории создания указано настроение композитора. Анализируйте строение мелодии, гармонию, тональность. Пытайтесь понять мнение автора о происходящем.
6
Отражайте в игре дух эпохи и самого автора. В эпоху романтизма во всех сферах искусства активно развивалась тема внутреннего мира конкретного, обычного человека (в противопоставление классическому культу героя, власти, народа). Выражайте собственную индивидуальность, общность с композитором.