Инструкция
1
Все виды интервью делятся на три больших класса – информационные, аналитические и художественно-публицистические. При создании каждого из них перед журналистом ставится особая цель и задачи, в соответствии с которыми и ведется беседа с интервьюируемым.
2
Информационное интервью называют событийным. При его создании вы должны узнать обо всех значимых деталях события от его участника. Поэтому стоит задавать вопросы, уточняющие место происшествия, его суть, количество участников, особенности течения действий и результаты. Не пытайтесь набрать сразу максимум информации – ее нужно структурировать, чтобы читатель увидел живую картину события глазами другого человека. Такой текст будет напоминать краткий репортаж.
3
Во время беседы для создания аналитического интервью к вопросам, рисующим образ ситуации, добавляются те, которые подталкивают эксперта к ее анализу. В ходе разговора вы должны узнать у человека, в чем он видит причины обсуждаемой проблемы, какова ее значимость для общества в целом и отдельных его слоев. Попросите дать прогноз развития ситуации и спросите, каковы могут быть пути выхода из сложившейся проблемы.
4
В рамках художественной публицистики интервью может состояться в двух видах: зарисовка и портрет. В первом случае с помощью наводящих вопросов вы помогаете интервьюируемому создать образ какого-либо события. В отличие от информационного интервью, здесь важны не столько точные факты (хотя искажение их, конечно, недопустимо), сколько мелкие характерные детали, которые делают картинку особенно живой, человечной, затрагивающей чувства читателей. Художественно-публицистическое интервью-портрет, в соответствии с названием, создает имидж конкретного человека на страницах газет и журналов. Во время такого интервью надо особенно чутко относиться к собеседнику, быть предельно тактичным и искренним, чтобы вызвать его расположение. Только после налаживания контакта можно задавать вопросы, которые станут отправной точкой в воспоминаниях и рассуждениях человека о своей жизни. Роль журналиста в подобном интервью сводится не к оценке героя, а к «модерированию» его рассказа так, чтобы в тексте появился портрет в результате самоанализа и рефлексии.