Вам понадобится
  • ребенок
  • детская книга
  • секундомер
Инструкция
1
Одна из причин несформированности навыка связного чтения – звукобуквенный принцип обучения, который фиксирует на формальной стороне процесса чтения. При низком уровне концентрации внимания к концу предложения ребенок забывает начало. У некоторых узкое поле зрения, оно не охватывает несколько слов подряд или даже слово целиком. Некоторые дети привыкли проговаривать читаемое и только при этом условии узнают слова. Скудный словарный запас значительно сокращает количество узнаваемых слов. Наконец, чтение без цели не мобилизует умственные способности ребенка.Оптимальный вариант скорости чтения – в темпе речи, 120-150 слов в минуту. Плохо читающий школьник попадает в список неуспевающих учащихся. У него формируется негативное отношение к учению, он переживает стресс, понимая, что слабее других, его самооценка снижается. Если ситуацию подогревают взрослые, состояние усугубляется, это может привести к возникновению психологических и физиологических проблем.
2
Вовлекайте его в процесс чтения без принуждения: когда читаете ему, остановитесь на самом интересном месте, скажите, что устали, и попросите его самого почитать немного. Задавайте вопросы по сюжету, объясняйте незнакомые слова. Пусть такие домашние тренировки будут недолгими (по 10-15 минут), но повторяются регулярно.Сделайте чтение необходимостью: оставляйте записки с ценной информацией, которые он поневоле прочитает.
Просматривайте диафильмы: короткие подписи к кадрам, произвольная смена их помогут читать в удобном темпе.Займитесь параллельным чтением: вы читаете текст вслух, а ребенок вслед за вами про себя, следя по тексту пальчиком. Так он будет проверять себя сам, не беспокоясь о том, как его оценят со стороны.
Играйте в словесные игры – это пополнит словарный запас ребенка, поможет быстрее ориентироваться при поиске нужных слов.Контрольные вопросы по тексту придумывайте друг для друга: чтобы придумать для вас вопрос по содержанию, маленький читатель должен будет потрудиться осмыслить прочитанное.
3
Педагоги-дефектологи предлагают также упражнения на развитие речевого аппарата: артикуляция гласных, согласных и их сочетаний, это особенно полезно, если есть нарушения дикции. Можно пропевать гласные, читать скороговорки и чистоговорки. Если вы заметили, что ребенок неправильно произносит некоторые звуки, не настаивайте на том, чтобы он непременно произносил этот звук в упражнениях, обратитесь к логопеду, который профессионально решит проблему.Кроме того, педагоги и психологи советуют тренировать зрительную память (запоминание и сравнение картинок, игра «Что пропало со стола?», запоминание букв, слогов, слов на карточках). Чтение слов с пропущенными буквами: ребенку предъявляются слова из одной смысловой группы (например, животные) с пропущенными буквами. Он должен узнать эти слова, прочитать их и сказать, как это все называется одним словом.Можно написать буквы вразноброс, под ними поставить цифры: опираясь на цифры, ребенок расположит буквы в нужном порядке и узнает слова. Например:
О А К С Б А
2 4 5 1 3 6 Зрительные диктанты постоянно используются на уроках в начальной школе. Учитель записывает на доске предложение из 2-3 слов, некоторое время дети его читают и запоминают. Затем предложение убирают с глаз, его надо записать по памяти. При этом учитывается и грамотность написания.