Инструкция
1
Если ребенок стремится вам помогать, позвольте ему помочь. Пусть потом придется перемыть за ним пол и посуду. Но, разрешая детям участвовать во взрослой жизни, вы не только делаете вклад в его развитие, но и не взращиваете в нем равнодушие. Если ребенку 10-20 раз отказать, на 21 раз он уже не станет просить поучаствовать в уборке дома. Более того, привлечь к домашним делам его будет практически невозможно. А потому, если вы хотите, чтобы, будучи подростками, ваши дети помогали готовить, мыть полы и посуду, вытирать пыль и стирать, привлекать к делам по дому их нужно с раннего детства.
2
Согласно теории Выготского, которая подтверждена многолетними исследованиями, ребенок усваивает только то, что делал вместе с родителями. Сам по себе получить знания ребенок не в состоянии. Вначале он что-то делает со взрослыми, потом учится делать это один. Чтобы научить чему-то ребенка, важно предложить ему сначала сделать это вместе, а затем постепенно отойти в сторону.
3
Очень важно выбрать нужный момент для того, чтобы доверить ребенку делать какое-то дело самостоятельно. Есть две опасности – сделать это слишком рано и, наоборот, слишком поздно. То есть когда ребенок еще не готов справиться один, или когда он уже давно готов, но ему не доверяют, момент упущен, и стремление ребенка к самостоятельности также пропадает. Чтобы не допустить ошибку, взрослым важно действовать постепенно. Снижать контроль нужно не сразу, а постепенно.
4
Если ребенок занят каким-то делом и не просит о помощи (даже если у него что-то не получается), не нужно ему мешать. Своим невмешательством вы как бы скажете: «Я верю в то, что у тебя все получится!» Но если ребенок просит о помощи, нужно обязательно прийти на помощь. Но не отстранив ребенка от дела, а с предложением: «А давай вместе!»
5
Общеизвестна поговорка, что не ошибается тот, кто ничего не делает. И ребенок, конечно, ошибается и не раз. Если что-то не получается, дети расстраиваются. И еще больше они огорчаются и отказываются от дальнейших действий, если их упрекают и критикуют взрослые. Это вовсе не значит, что ребенку не нужно указывать на ошибки. Но всему должно быть свое время. Во-первых, обсуждать ошибки нужно в спокойной обстановке, а не в момент, когда что-то не получилось. Можно сказать, задним числом. Во-вторых, обсуждение должно проходить с позиции «что полезное можно вынести из произошедшего и как поступить в следующий раз». И, в-третьих, пожурив ребенка один раз, дальше его нужно похвалить пять раз. Не сразу, по мере того, как он похвалу заслужит. Но пока пропорция пять к одному не будет соблюдена, следующей критики быть не должно.
6
Дома можно завести специальную таблицу (и оформить ее вместе с ребенком) с тремя графами. В первой графе запишите все те дела, которые ребенок может делать самостоятельно. Во второй графе пусть будут перечислены дела, которые ребенок может частично делать сам. В третьей графе перечислите то, что ребенок может делать только вместе со взрослыми. Периодически просматривайте с детьми эту таблицу и обсуждайте, какие дела уже можно перенести из одной графы в другую, а какие пока еще нет.