Совет 1: Как обезвредить ртуть

Когда разбивается прибор, содержащий ртуть, начинается паника. Это очень опасный химический элемент, с ним шутить не стоит. Поэтому надо знать, как провести демеркуризацию (обезвреживание ртути), чтобы не подвергать опасности себя и окружающих. Процесс обезвреживания достаточно прост, но требует затрат времени. После того, как ртуть обезврежена, лучше пригласить специалистов, чтобы убедиться в отсутствии загрязнения воздуха ее парами.
Вам понадобится
  • - резиновые перчатки;
  • - банка;
  • - спринцовка;
  • - медная пластина или проволока;
  • - раствор перманганата калия (марганцовка);
  • - йод;
  • - вода;
  • - тряпки.
Инструкция
1
Латинское название ртути Mercury (Меркуриум), поэтому процесс ее обезвреживания носит название "демеркуризация".
Демеркуризацию следует начинать с механического сбора растекшегося вещества.
На открытой поверхности ртуть скатывается в шарики, напоминающие металлические, которые очень подвижны. В первую очередь необходимо их собрать. Для этого надо надеть резиновые перчатки, чтобы избежать попадания вещества на кожу, и при помощи спринцовки их собрать.
Очень удобно собирать ртуть при помощи медной пластины или проволоки. Для этого необходимо зачистить медное изделие и поднести зачищенным концом к шарикам. Они моментально притянутся к меди.
Если возникли подозрения, что ртуть попала за плинтус, его необходимо обязательно снять.
Затем следует поместить ртутные шарики на пластине и спринцовку в резервуар, заполненный густым раствором марганцовки, чтобы не было испарения, герметично закрыть и поставить в темное холодное место (например, холодильник). Изолированный от окружающей среды, химический элемент не вызовет заражения продуктов.
Спринцовка с твердым наконечником
2
Теперь необходимо обработать поверхность, на которую вытекла ртуть. Для этого следует развести йод (10 мл) в 10л (ведро) воды и тщательно вымыть эту поверхность (пол, стол и т.д.). Затем развести 30 мг перманганата калия (марганцовки) в 10 л воды и сразу после промывания йодом, промыть поверхность марганцовкой. Данную манипуляцию лучше проводить в перчатках и разными тряпками. Тряпки после этого следует выбросить, а ведро тщательно промыть также йодом и марганцовкой.
Перманганта калия (марганцовка)
3
Помещение, в котором произошло растекание ртути, необходимо проветривать в течении 12 часов, чтобы не осталось ее паров. Через 12 часов, можно считать, что демеркуризация проведена, и в помещении можно вести обычную деятельность.
Тщательно проветрить помещение
4
Если ртуть растеклась в большом количестве, необходимо вызвать бригаду МЧС. После обезвреживания, специалисты проведут замеры специальным прибором на наличие ее паров. Кстати, бригаду можно вызвать и после самостоятельной демеркуризации для того, чтобы удостовериться в отсутствии загрязнения.Изолированную ртуть и спринцовку, вместе с разбитым градусником или другим прибором, необходимо сдать в лабораторию по утилизации радиоактивных отходов или в отдел чрезвычайных ситуаций в данном районе.

Совет 2: Как собрать ртуть с пола

Разбившийся в жилом помещении градусник с ртутью смертельно опасную ситуацию не создаст. Тем не менее, шарики ртути могут попасть в труднодоступные места и постепенно там испаряться. А пары ртути со временем способны привести к отравлению. Поэтому разлитую на полу ртуть следует собрать по возможности полностью.
Инструкция
1
Если разбился градусник с ртутью или ртутная лампа, в первую очередь сложите их остатки в стеклянную банку. Затем проведите демеркуризацию помещения, то есть примите меры по предотвращению испарения ртути.
Демеркуризация бывает механической и химической. При механической демеркуризации сбор ртути осуществляется при помощи подручных средств, при химической демеркуризации – при помощи химических реактивов. Чтобы полностью убрать ртуть, желательно сочетать механическую и химическую демеркуризацию.
2
Выведите из помещения, где разлилась ртуть, маленьких детей и животных. Закройте двери в комнату и откройте настежь окна. Наденьте резиновые перчатки. Соорудите для лица влажную марлевую повязку, защищающую органы дыхания.
Соберите шарики ртути при помощи одного следующих подручных средств:
- втяните внутрь медицинской резиновой груши или шприца без иголки;

- закатите обычной кисточкой на лист бумаги или в конверт;

- налепите на лейкопластырь или скотч.
Ни в коем случае не используйте для сбора ртути пылесос или влажную тряпку, это лишь усилит испарение ртути.
Медицинская резиновая груша
3
После того, как вы соберете крупные шарики ртути, несколько раз промойте зараженные поверхности раствором марганцовки (2 грамма на 1 литр воды).
Еще лучше, если вам удастся найти порошок серы (купить серу можно в магазине для садоводов). Ртуть с серой вступают в реакцию, в результате которой образуется нелетучий сульфид ртути. Только в воде разводить серу не нужно: просто рассыпьте ее порошок на зараженных поверхностях.
4
Сложите собранную с пола ртуть и использованные для ее сбора предметы в стеклянную банку, в которую вы ранее положили остатки градусника или лампы, и закройте банку крышкой.
Имейте в виду, что утилизация ртути при помощи канализации или мусоропровода не допустима. Поэтому обязательно передайте стеклянную банку в центр демеркуризации.
Видео по теме
Обратите внимание
Соединения ртути встречаются в различных устройствах, например в люминесцентных лампах и некоторых типах тонометров, да и ртутные градусники всё ещё в ходу.
Полезный совет
Не стоит выбрасывать тару с собранной «отравой» в мусорный бак или мусоропровод, что может быть вредно для здоровья других людей. Лучше позвонить в ближайший отдел по утилизации вредных веществ, который обязан произвести последующую утилизацию зараженных предметов.
Источники:
  • Как собрать ртуть с пола

Совет 3: Ртуть как химический элемент

Ртуть относится к химическим элементам II группы периодической системы Менделеева, она представляет собой тяжелый серебристо-белый металл. При комнатной температуре ртуть находится в жидком состоянии.
Инструкция
1
В природе встречается семь изотопов ртути, все они стабильны. Ртуть принадлежит к числу редких элементов. Она участвует в обменных процессах литосферы, гидросферы и атмосферы. Известно более 30 ее минералов, самый важный из них — киноварь. Минералы ртути можно встретить в виде изоморфных примесей в свинцово-цинковых рудах, кварце, карбонатах и слюдах.
2
В земной коре ртуть находится в рассеянном виде, осаждаясь из горячих подземных вод, она образует ртутные руды. Ее миграция в водных растворах и в газообразном состоянии играет важную роль в геохимии. В биосфере сорбируется лишь незначительное количество ртути, главным образом в глинах и иле.
3
Ртуть является единственным металлом, который находится в жидком состоянии при комнатной температуре. Твердая ртуть бесцветна, она кристаллизуется в ромбические сингонии.
4
Ртуть обладает невысокой химической активностью, она может сохранять свой блеск неограниченно долго при комнатной температуре в сухом воздухе. Кислород не окисляет ее при обычной температуре, но при электронной бомбардировке или ультра-фиолетовом облучении процессы окисления ускоряются.
5
Покрываясь оксидной пленкой во влажном воздухе, ртуть начинает окисляться кислородом при температуре 300°С. Со многими металлами ртуть образует сплавы — амальгамы. Многие ее соединения летучи, разлагаются на свету и легко восстанавливаются даже слабыми агентами.
6
Получают ртуть пирометаллургическим методом, обжигая руду в печах кипящего слоя, а также в муфельных и трубчатых. При этом ртуть, находящаяся в виде киновари, восстанавливается до металла. Ее удаляют из зоны реакции в парообразном состоянии вместе с отходящими газами, после чего очищают в электрофильтрах от взвешенных частиц и конденсируют.
7
Металлическая ртуть очень токсична, ее пары и соединения чрезвычайно ядовиты, они накапливаются в организме. Абсорбируясь легочной тканью, токсичные вещества попадают в кровь, где подвергаются ферментативному окислению до ионов, соединяются с молекулами белка и многими ферментами, что приводит к нарушению обмена веществ и поражению нервной системы. При работе с ртутью необходимо исключить ее попадание в организм через дыхательные пути или кожу.
8
Ртуть используется при изготовлении катодов для электрохимического получения хлора и едких щелочей. Она является главным компонентом для создания газоразрядных источников света — ртутных и люминесцентных ламп. Ее применяют для изготовления контрольно-измерительных приборов — термометров, манометров и барометров, а также для определения чистоты фтора и его концентрации в газах.
Источники:
  • ХиМиК.ру, Ртуть

Совет 4: Как собрать ртуть из разбитого градусника

Несмотря на то, что в жилище современного человека прочно обосновалась современная цифровая техника, некоторые предметы домашнего пользования остаются неизменными помощниками в быту. К таким можно отнести градусник для измерения температуры тела или, если называть его правильно, ртутный медицинский термометр. Пользоваться им умеет даже ребенок, а вот что делать и как правильно себя вести, если градусник разбился, знают немногие.

Преимущества и недостатки ртутного термометра

На самом деле, ртутный термометр достаточно точно измеряет температуру и имеет очень маленькую погрешность (не более 0,1 градуса). Поэтому во многих медицинских учреждениях до сих пор отдается предпочтение именно обычному градуснику. Кроме того, при помощи ртутного термометра температуру тела можно измерить несколькими способами (в подмышечной впадине, ректально, орально), поверхность градусника легко дезинфицируется, а сам прибор не требует питания от сети или замены батареек. При аккуратном обращении ртутный градусник может прослужить не одно десятилетие, а его достаточно низкая стоимость (всего 20-25 руб.) делает его привлекательным для покупателя.

Наряду с неоспоримыми преимуществами ртутные термометры имеют и несколько существенных недостатков, основным и самым серьезным из которых является его хрупкость. Разбить ртутный градусник очень легко, а это неизбежно приведет к отравлению воздуха парами ядовитой ртути.

Почему опасен разбитый градусник

Стоит разбить или сломать градусник, как на полу моментально окажутся микроскопические стеклянные осколки и шарики ртути. И если стекло может причинить неприятности в виде порезов, то пары ртути, являясь сильнейшим ядом, несут более серьезную опасность. Благодаря своим свойствам, вытекшая из градусника ртуть разбивается на множество мельчайших капелек, которые закатываются в труднодоступные места (под диван, шкаф, за плинтус, в щели полового покрытия) и, испаряясь, отравляют воздух. Если вовремя не убрать всю ртуть и сам разбитый градусник, то можно получить сильнейшее отравление. Накапливаясь в почках, печени, легких человека пары вредного металла вызывает хроническую интоксикацию, которая проявляется кожными высыпаниями, стоматитом, поносом, рвотой, ознобом всего тела. А длительное воздействие ртутных паров может сказаться на психике человека и даже вызвать сумасшествие.

Поэтому, очень важно быстро и качественно собрать содержимое разбитого градусника. Для гарантированного очищения помещения следует вызвать специалистов МЧС, но можно и самостоятельно провести эту процедуру, приняв все необходимые меры предосторожности.

Как собрать ртуть

Если случилось так, что нечаянно разбился градусник, не стоит паниковать. Прежде чем начать убирать шарики ртути, необходимо вывести из помещения всех людей, которые не будут участвовать в уборке, а также животных. Очень важно открыть окна в доме, чтобы проветрить помещение и закрыть двери в смежные комнаты, чтобы пары ртути из разбитого градусника не распространялись. Собирать ртуть нужно обязательно в резиновых перчатках, на ноги лучше надеть бахилы, а рот и нос прикрыть влажной марлевой повязкой.

Ни в коем случае нельзя собирать ртуть при помощи пылесоса или веника. В первом случае, попав внутрь, ядовитые пары будут выдуваться из пылесоса вместе с воздухом. Во втором, прутья веника могут разбить маленькие шарики на еще более мелкие, что усложнит их сбор.

Самый надежный способ собрать ртуть, если разбился градусник - использовать обыкновенную спринцовку. Такая уборка займет много времени и достаточно кропотлива, но зато шарики ртути гарантированно попадут в полость резиновой груши и не распадутся на более мелкие части.

В уборке ртути также поможет смоченная в воде газетная бумага, так как шарики ртути легко прилипнут к ней. Если разбился градусник, и вытекла ртуть, можно использовать лейкопластырь или скотч, ватные шарики, смоченные водой или растительным маслом, а также два листа бумаги, которыми по принципу совка и веника осторожными движениями собирается содержимое разбитого термометра.

Еще один несложный способ собрать ртуть – воспользоваться медицинским шприцем. После уборки его тоже нужно закупорить в банку и отправить на утилизацию вместе с разбитым градусником.

Если случилось так, что градусник разбился на ковровом покрытии, то ковер следует вывезти и выбить в месте, где нет людей. Концентрация опасного вещества от одного разбитого градусника не очень велика, в течение трех дней оно испарится, не нанеся вред людям и окружающей среде.

После того, как содержимое разбитого градусника благополучно собрано и готово к утилизации, следует обработать место «аварии» раствором марганцовки (на литр воды – 2 г). Но так как это средство нельзя применять во всех случаях из-за оставляемых им пятен, то можно засыпать всю площадь, на которую могла попасть ртуть из разбитого градусника хлоркой или любым дезинфицирующим средством, ее содержащим. Например, на десятилитровое ведро воды берется стакан «белизны» и этим раствором обрабатывается поверхность для перевода ртути в неиспаряемое соединение. Затем мыльным раствором протираем еще раз, окончательно убирая ртуть от окраин к центру (на ведро воды – 100 г мыльного порошка и 100 г соды).

Собранную ртуть ни в коем случае нельзя выбрасывать в мусоропровод или канализацию. Шарики собранной ртути, разбитый градусник, а также все его содержимое нужно поместить в стеклянную емкость, наполненную водой, после чего плотно закупорить ее крышкой и передать в МЧС. Следует помнить, что несколько граммов ртути, содержащихся в градуснике, могут отравить до 6000 м3 воздуха!

Видео по теме

Совет 5: Как собрать ртуть

Если у вас дома случайно разбился ртутный градусник, то не нужно паниковать. Но и оставлять на полу нельзя, так как ртуть испаряется, а ее пары очень ядовиты. Можно избежать опасных последствий, если вовремя и правильно собрать ртуть и утилизировать.
Вам понадобится
  • - резиновые перчатки
  • - спринцовка или пипетка
  • - салфетки бумажные
  • - подсолнечное масло
  • - стеклянная банка
  • - скотч
  • - моющее средство с хлором
Инструкция
1
Вначале нужно вывести всех людей из помещения, а особенно детей. Необходимо закрыть окна и форточки на то время, пока будете собирать ртуть. Ни в коем случае не берите ртуть руками и не допускайте попадания на кожу. Следует избавиться от одежды, если на нее попала капля ртути.
2
Необходимо обложить капли ртути мокрыми тряпками, чтобы она не распространилась в помещении, но не вытирать. Нельзя использовать для уборки градусника пылесос, так как он только усугубит ситуацию, нагрев ртуть до температуры испарения.
3
Можно собрать ртуть спринцовкой, пипеткой или поместить на листок бумаги салфеткой, смоченной подсолнечным маслом. Собирать ртуть нужно в резиновых перчатках. Совсем мелкие капли легко поймать пластырем или скотчем. Далее ртуть следует поместить в стеклянную банку, наполовину заполненную водой.
4
Собранную ртуть лучше всего передать в отделение МЧС и не загрязнять окружающую среду. Место, где была ртуть, необходимо обработать моющим средством, содержащим хлор. Помещение после уборки нужно тщательно проветривать в течение нескольких часов.
Видео по теме

Совет 6: Как очистить пол от ртути

Если вы разбили градусник с ртутью или ртутную лампу, то не стоит паниковать, ситуация не предельно опасная. Нужно просто собрать все шарики ртути с поверхности. Сложнее, если ртуть проскользнула в места в труднодоступные места, например, в щели пола или под плинтус. Постепенно она начнет испаряться, а пары уже могут привести к отравлению. Вот почему нужно постараться найти все шарики ртути и собрать их как можно быстрее.
Вам понадобится
  • - марганцовка
  • - хлоросодержащие средство
  • - сера
  • - тонкая металлическая пластинка
  • - кисточка
  • - резиновая груша
  • - скотч или влажный тампон
Инструкция
1
В первую очередь обязательно откройте форточку или окно для понижения температуры в помещении потому, что чем ниже температура, тем меньше испаряется ртуть.
2
Затем попросите людей выйти из комнаты, в которой необходимо собрать ртуть с пола. Закройте дверь, чтобы не разносить ртутные шарики по всей квартире. У входа в комнату постелите коврик, обработанный раствором марганцовки.
3
Теперь можете смело приступать к демеркуризации. Демеркуризация - это меры по предотвращению испарения ртути. Можно взять на вооружение несколько способов:Сейчас все больше и больше появляются комплекты, которые обезвреживают бытовые ртутные загрязнения. Приложенная инструкция поможет вам сделать все правильно, шаг за шагом. Такой комплект необходимо держать в домашней аптечке.
4
Если у вас нет демеркуризационного комплекта, то крупные шарики кисточкой соберите в бумажный конверт. Резиновой грушей вбирайте шарики помельче, а клейкой лентой или влажным тампоном соберите самые мелкие капельки. Собранную ртуть плотно закройте в банке. Затем тщательно вымойте пол и обработайте его раствором марганцовки.
5
Если ртуть попала в места, откуда ее трудно извлечь, то воспользуйтесь старым способом - засыпьте их серой. Если у вас нет серы, то воспользуйтесь тонкой пластинкой из металла и просуньте ее в щели. Шарики ртути "притянутся".
6
Если ртуть попала и на мягкие вещи, то вытряхните их, а затем в течение 4 месяцев проветривайте на воздухе.
7
После извлечения ртути, необходимо промыть пол. Самый доступный и действенный способ - раствор мыла и соды (500 г мыла, 600 г соды на 8 л воды). Эффективно обработайте пол и стены 1% йодным раствором, который можно получить, купив 10% раствор йода в аптеке, и развести его в пропорции 100 мл на 1 литр воды. Также хорошо бы промыть поверхность любым хлорсодержащим средством.
Обратите внимание
Важно! Не собирайте шарики ртути в один большой шар.

Не пылесосьте! Пылесос, нагреваясь, увеличивает площадь испарения ртути, а попавшие в него капли, будут потом распространяться в виде паров.
Полезный совет
И запомните! Ни в коем случае не выкидывайте ртуть в мусорные баки и туалет.

В хорошо закрытой стеклянной банке отнесите ртуть в СЭС.

Совет 7: Как правильно убрать в доме ртуть

Если вы случайно разбили градусник в доме, то очень важно правильно убрать ртуть. Всем известно, что достаточно двух граммов этого жидкого металла, чтобы отравить воздух в квартире. Поэтому, чтобы избежать неприятностей, стоит принять ряд мер для уборки ртути.
Вам понадобится
  • -марлевая повязка
  • -резиновые перчатки
  • -стеклянная банка
  • -пластиковая бутылка
  • -бумага
  • -марганцовка
  • -хлорка
  • -пластырь
  • -скотч
Инструкция
1
В комнате, где все это случилось, сразу откройте окна, а двери в другие помещения лучше закрыть. Если в доме есть дети и животные, уведите их с места «аварии».
2
Чтобы защитить органы дыхания, наденьте марлевую повязку, смоченную чистой водой, а на руки резиновые перчатки.
 
3
Для изоляции ртути подойдет стеклянная банка с крышкой или пластиковая бутылка, наполовину заполненная водой.
4
Ртуть с пола и ковра убирайте двумя листами бумаги, осторожно сгоняя в кучу и добиваясь, чтобы мелкие шарики слились в один большой.
5
Также мельчайшие ртутные шарики можно собирать на пластырь или скотч, к которым они приклеиваются. Затем скотч или пластырь вместе со ртутью выбросите в банку с водой.
Из расщелин извлекайте ртуть при помощи шприца или резиновой груши и также выбрасывайте в банку.
6
Когда вся ртуть окажется в емкости с водой, обязательно обработайте поверхность пола раствором марганцовки или хлорки. Тряпку, повязку и перчатки сразу положите в пакет на выброс.
7
Емкость со ртутью нужно плотно закрыть и сдать на утилизацию в одну из местных специализированных организаций. Ее адрес вы можете узнать в МЧС.
Обратите внимание
Ни в коем случае нельзя пользоваться для уборки ртути обычным веником. Шарики разбитые грубыми прутьями убрать будет невозможно.
Также нельзя пользоваться пылесосом, это приведет к фактическому распылению ртути по всему помещению, и с пылесосом придется распрощаться, потому что обеззаразить его будет невозможно.

Совет 8: Как убрать ртуть, если разбился градусник

Ртуть – опасное вещество. Если разбился ртутный градусник, надо немедленно принимать меры и убрать все, что можно, пока организмы находящихся поблизости людей не успели получить отравления. Ртуть может попадать в человеческий организм через дыхательные пути или пищеварительный тракт – это надо иметь в виду, когда будете ликвидировать последствия.

Ртуть не должна соприкасаться с открытыми участками кожи – перед тем как собирать ее, обязательно наденьте резиновые перчатки. Старайтесь, чтобы никто не заходил в помещение, где разбился градусник – небольшие частички ртути легко прилипают к поверхностям и могут быть разнесены довольно далеко, если налипнут на чью-то обувь.

Ртуть нельзя подметать веником – прутья могут измельчить шарики до состояния пыли, и собирать ее будет сложнее. И частицы ртути, и кусочки разбившегося градусника надо тщательно собирать в наполненную холодной водой стеклянную банку – вода нужна для того, чтобы не испарилась ртуть. Банку плотно закройте крышкой. Мелкие куски и капли собирайте, используя шприц, подойдет также резиновая груша, кусок лейкопластыря, намоченная газета.

Помещение надо проветрить – если какие-то испарения от ртути еще остались, они должны выветриться в окно. Места, где были частицы ртути, надо обработать раствором хлорамина или хлорной извести. Это приводит к окислению ртути, она приходит в нелетучее состояние. В крайнем случае, если таких веществ не оказалось под рукой, для обработки надо хотя бы приготовить горячий раствор соды и мыла – на литр воды 40 г тертого мыла и 30 г соды. 

Совет 9: Как обнаружить ртуть

Ртуть – единственный металл, находящийся при нормальных условиях не в твердом виде. Представляет собою очень плотную, тяжелую жидкость тускло-серебристого цвета. Пары ртути не только очень ядовиты, но и коварны. Поскольку они не имеют запаха, и человек, подвергающийся их воздействию, даже не догадывается об опасности. Так как же их обнаружить?
Инструкция
1
Основной метод получения ртути – из ее сульфида (киновари) путем сжигания. Реакция протекает таким образом:
HgS + O2 = Hg + SO2 Являясь малоактивным металлом, ртуть с трудом вступает в реакции. Например, подвергнуться окислению кислородом, она может только при высокой температуре (порядка 300 градусов).
2
Есть очень хороший и чувствительный метод, доступный практически каждому. Дело в том, что пары ртути вступают в реакцию с иодидом меди, образуя при этом комплексное соединение Сu2[HgI4], обладающее, в зависимости от концентрации, розово-красным цветом различной интенсивности. Можно быстро приготовить «индикаторные бумажки», с помощью которых проверяют, присутствуют ли в воздухе пары ртути.
3
Для этого надо нарезать небольшие прямоугольные кусочки фильтровальной бумаги и окунуть их в раствор какой-либо соли меди, например, хлористой меди СuCl2. Быстро вынуть, немного подсушить и окунуть в раствор йодистого калия. При этом произойдет такая реакция, поскольку калий, как более активный металл, вытеснит медь из ее соли:
2CuCl2 + 4KI = 2CuI + 4KCl + I2
4
В результате реакции, йодистая медь заполнит поры фильтровальной бумаги, а выделившийся йод «окрасит» ее поверхность. Для того чтобы удалить йод и обесцветить бумагу, надо поместить ее в раствор сульфита натрия, можно использовать раствор гипосульфита, он же – тиосульфат. После обесцвечивания промыть бумагу в чистой воде и высушить. Индикаторные полоски на ртуть готовы. Хранят их в какой-либо закрытой посуде.
5
Для обнаружения паров ртути, полоски надо оставить на воздухе в течение нескольких часов. Если они приняли розовато-красноватый оттенок – надо срочно искать источник загрязнения ртутью и проводить все необходимые меры к его нейтрализации и удалению.
Видео по теме
Полезный совет
Ртуть находит применение при изготовлении измерительных приборов, вакуумных устройств. Некоторые соединения ртути используются в медицине, художественном деле, для протравливания семян. «Гремучая ртуть» - фульминат ртути – чрезвычайно взрывоопасное вещество, один из самых эффективных и распространенных детонаторов. Пары ртути «работают» в люминесцентных лампах. До сих пор ртуть используют в качестве наполнителя некоторых, особенно сильно нагруженных, гидродинамических подшипников.

Совет 10: Как найти ртуть

Ртуть – уникальный элемент, ведь она является металлом, находящимся при нормальных условиях в жидком виде! Больше таких металлов нет во всей таблице Менделеева. Пары ртути чрезвычайно ядовиты и приводят к тяжелым отравлениям, поэтому, очень важно вовремя обнаружить их наличие в воздухе! Ведь особое коварство этого элемента в том, что до поры до времени его негативное влияние никак не проявляется.
Вам понадобится
  • - фильтрованная бумага;
  • - соль меди;
  • - раствор йодистого калия.
Инструкция
1
Возьмите фильтровальную бумагу (лучше с крупными порами), любую растворимую соль меди, например, медный купорос, раствор йодистого калия и раствор гипосульфита натрия (он же - тиосульфат натрия, раньше широко использовался как компонент «закрепителя» в фотографическом деле).
2
Нарежьте бумагу прямоугольными полосками небольшого размера, например, 2х5 см. Обмакните эти полоски в раствор медного купороса. Потом, немного подсушив, обмакните их в раствор йодистого калия. Бумага быстро станет коричневой.
3
После этого полоски прополощите в растворе гипосульфита натрия. Бумага обесцветится. После промывания в чистой воде и подсушивания полоски готовы к употреблению. Их следует хранить в темной, плотно закрытой емкости.
4
В чем смысл проведенных процедур? Сначала полоски пропитывались солью меди, оседавшей на всей поверхности бумаги (в том числе, и в ее порах). Потом, при взаимодействии медного купороса с йодистым калием, образовывалась новая соль – йодистая медь, и выделялся чистый йод. Соль «концентрировалась» в порах, а йод – на «гладких» участках бумаги, из-за чего она и принимала коричневый цвет. После промывания раствором тиосульфата натрия, йод удалялся, а йодистая медь оставалась в порах полосок. И с этого момента бумага становилась «индикаторной», пригодной для обнаружения ртути.
5
Когда необходимо проверить, не содержатся ли в воздухе пары ртути, приготовленные индикаторные полоски выньте из емкости и разложите в помещении. Спустя несколько часов посмотрите, не приняла ли бумага розовато-красный оттенок. Если приняла, значит, йодистая медь вступила в реакцию с ртутью, образовав комплексное соединение Сu2(HgI4), то есть воздух загрязнен парами ртути! Срочно принимайте меры по удалению источника загрязнения и обеззараживанию помещения.
Обратите внимание
Запрещается выбрасывать ртуть и разбитый прибор в мусорный бак. Таким образом происходит заражение ртутью окружающей среды.
Полезный совет
Лучше всего использовать спринцовку с твердым наконечником.
Источники:
  • нейтрализация ртути
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше