Совет 1: Как определить угол наклона прямой

Углом наклона прямой обычно считается угол между этой прямой и положительным направлением оси абцисс. Определить этот угол можно, исходя из уравнения прямой или координат определенных точек прямой.
Как определить угол наклона прямой
Вам понадобится
  • декартова система координат
Инструкция
1
Уравнение прямой с угловым коэффициентом имеет вид y = kx+b, где k - угловой коэффициент прямой. Этот коэффициент и определяет угол наклона прямой. Этот коэффициент равен k = tg?, где ? - угол между лучом прямой, расположенным выше оси абцисс и положительным направлением оси абцисс. Это и есть угол наклона прямой. Он равен ? = arctg(k).Если k = 0, то прямая будет параллельна оси абцисс или совпадать с ней. Тогда угол наклона ? = arctg(0) = 0, что отражает параллельности прямой оси абцисс (или их совпадение).
2
Если прямая пересекает ось абцисс и ось ординат, то ее угол наклона можно определить по координатам точек ее пересечения с этими осями. Рассмотрите прямоугольный треугольник, образованный этими точками и центром координат. Пусть O - центр координат, X - точка пересечения прямой с осью абцисс, Y - точка пересечения прямой с осью ординат. Тангенс угла в треугольнике между прямой и осью абцисс будет равен tg? = OY/OX. Здесь OY = |y|, OX = |x|, где y - координата по оси ординат точки пересечения прямой с осью ординат, а x - координата по оси ординат точки пересечения прямой с осью абцисс.
3
Следовательно, ? = arctg(OY/OX). Если угол наклона прямой острый, то этот угол наклона и есть угол ?, Если угол наклона тупой, то он равен 180-? = pi-arctg(OY/OX).Если прямая не проходит через центр координат, то можно выбрать две любые точки прямой с известными координатами и по аналогии посчитать тангенс угла наклона.Если уравнение имеет вид y = const, то угол наклона равен 0o. Если она имеет вид x = const, то угол наклона равен 90o.
Видео по теме

Совет 2 : Как определить углы наклона плоскости

При производстве разных работ на даче или приусадебном участке (укладка различных площадок, тротуарной плитки или дорожек) часто приходится состыковывать наклонными дорожками площадки, расположенные на разных уровнях. Необходимо тщательно определять и выдерживать углы наклона плоскости на таких участках.
Как определить углы наклона плоскости
Вам понадобится
  • - вертикальный или горизонтальный строительный уровень;
  • - отвес;
  • - угломер;
  • - транспортир;
  • - ровный деревянный брус длиной 1,5 м;
  • - лазерный уровень и измерительная линейка;
  • - гидроуровень, маркер, 2 колышка;
  • - рулетка.
Инструкция
1
Для определения угла наклона плоскости наипростейшим способом используйте отвес, деревянный брус и транспортир. Положите брус на проверяемую плоскость. Левой рукой держите отвес на высоте 300 – 400 мм. Подведите отвес к краю бруса. Успокойте нижнюю часть отвеса. Правой рукой вертикально поставьте транспортир плоской стороной на брус. Двигая транспортир, совместите точку отсчета транспортира с ниткой отвеса. Считайте угол наклона плоскости в точке пересечения нитки отвеса со шкалой транспортира. Получите угол наклона плоскости относительно вертикали. Если нужен угол относительно горизонта, вычислите его, отняв от полученного угла 90. Данный способ применяйте при черновых измерениях, так как он дает низкую точность замера угла наклона плоскости.
2
Более точен следующий способ измерения. Положите брус на проверяемую плоскость. По краю бруса вертикально поставьте уровень. Уровень держите левой рукой. Правой рукой приложите угломер к получившимся граням угла. По шкале угломера считайте величину угла наклона плоскости.
3
Наиболее точен способ, в котором применен лазерный уровень. Установите строго горизонтально основание уровня. Включите лазерную головку. Замерьте уровень перепада высот от горизонтального луча лазера до поверхности проверяемой плоскости на участке длиной 1 м. При величине перепада до 1 м на этом участке каждые 2,22 см перепада близки к 1 градусу.
4
Высокой точности измерения угла наклона можете добиться, используя гидроуровень вместо лазерного уровня. Для такого измерения забейте параллельно наклону плоскости два колышка на расстоянии 1 м. Отметьте на них горизонт с помощью гидроуровня. Замерьте расстояние от меток горизонта до плоскости. Отнимите от большего размера меньший размер – получите величину перепада высот на расстоянии метра. Эту величину разделите на 2,22 и получите угол наклона измеряемого участка плоскости в градусах.

Совет 3 : Как вычислить уклон

Если вам нужно вычислить уклон ската крыши или уклон дороги, ваши действия будут разными, хотя принцип расчета одинаков. Выбирать формулу для расчета уклона следует в зависимости от того, в каких единицах нужно получить результат.
Как вычислить уклон
Вам понадобится
  • - нивелир;
  • - рулетка;
  • - уровнемер;
  • - уровень;
  • - рейка.
Инструкция
1
В первую очередь фактически или мысленно постройте прямоугольный треугольник, в котором одной из сторон будет опущенный на землю перпендикуляр. Чтобы построить такой треугольник на участке земли или дороге, воспользуйтесь нивелиром. Определите высоту в двух точках измеряемого объекта над уровнем моря, а также расстояние между ними.
2
Если нужно найти уклон небольшого объекта, расположенного на земле, возьмите ровную доску или и, используя уровнемер, расположите ее строго горизонтально между двумя точками. В нижней точке под нее придется подложить подручные средства, например, кирпичи. Померяйте рулеткой длину доски и высоту кирпичей.
3
Чтобы найти уклон ската крыши, зайдите на чердак и от определенной точки ската опустите вниз нить с грузом, до самого пола. Измерьте длину нити и расстояние от опущенного груза до пересечения ската с полом чердака. Способы измерения могут быть самыми разными, вплоть до фотографирования объекта и измерения сторон на фотографии – ваша цель при этом узнать длину двух катетов в полученном прямоугольном треугольнике.
4
Если у вас есть достаточно подробная карта физическая карта местности, посчитайте уклон с ее помощью. Для этого отметьте крайние точки и посмотрите, какие обозначения высоты там отмечены, найдите между ними разницу. Измерьте расстояния между точками и при помощи указанного масштаба посчитайте реальное расстояние. Обратите внимание, все расстояние должны быть измерены в одних и тех же единицах, например, только в метрах или только в сантиметрах.
5
Разделите противолежащий катет (вертикальное расстояние) на прилежащий (расстояние между точками). Если вам нужно получить уклон в процентах, умножьте полученное число на 100%. Чтобы получить уклон в промилле, умножьте результат деления на 1000‰.
6
Если вам необходимо получить уклон в градусах, воспользуйтесь тем, что полученный при делении катетов результат – тангенс угла наклона. Посчитайте его арктангенс при помощи инженерного калькулятора (механического или онлайн). В результате вы получите значение уклона в градусах.
Источники:
  • как определить уклон
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500