Инструкция
1
Обратитесь за помощью к логопеду. Если артикуляционный аппарат недостаточно подвижен, т.е. губы, язык, нижняя челюсть двигаются несогласованно, произношение невнятное, то скорость чтения будет низкой. Логопед поможет выявить точные причины нарушений и сможет их подкорректировать.
2
Выявить характер затруднений вам поможет учитель. Обследуя навыки чтения у ребенка, надо учитывать индивидуально-типологические, возрастные особенности, а также возможности чтения. Обследование должно проходить с использованием текстов из школьной программы. При этом обращается внимание:на правильность чтения - расстановка ударений, ошибки в окончаниях слов, замена или пропуски букв, слогов, слов, предлогов, несогласование прилагательных с существительными; темп или скорость прочтения текста - должен быть близок к разговорной речи;выразительность – эмоциональное чтение с правильной расстановкой логических ударений. Требование к выразительности предъявляется тогда, когда ученик читает целыми словами уже бегло, а не на этапе послогового чтения. После прочтения задаются задания и вопросы, которые помогут выявить понимание смысла прочитанного. Осознанность чтения является очень важной составляющей навыка, требующая проверки.Если ученик не владеет навыком чтения, тогда нужно попытаться определить, умеет ли он складывать из букв слоги, а слоги в слова, читать их, и вообще, знает ли он отдельные буквы. С это целью можно использовать кассу букв.
3
Определить трудности в обучении чтению вам поможет психолог, который сможет протестировать ребенка и выявить отклонения в развитии основных психических процессов. Очень важно для процесса обучения чтению достаточный уровень развития внимания, памяти, ориентировки в пространстве, речи и слуха. По результатам тестирования специалист даст вам рекомендации по развитию отстающих в развитии функций.
4
Более точно выявить причины трудности обучения ребенка вам поможет нейропсихологическая диагностика. По ее результатам можно сделать достоверный вывод об уровне развития психических функций: памяти, тактильного, слухового и зрительного восприятия, внимания, речи, пространственных представлений, мышления, произвольной регуляции и самоконтроля. Все эти процессы базовые и определяющие успех в обучении ребенка в школе. По итогам исследования специалист-нейропсихолог проведет консультацию, в ходе которой подробно объяснит результаты диагностики, даст общие рекомендации и наметит коррекционную работу с учетом личностных и физиологических особенностей школьника.