Инструкция
1
Прежде всего, навыки речевой культуры зависят от того, как разговаривают вокруг взрослые: родители, родственники, воспитатели в детском саду. Дети в младшем возрасте очень восприимчивы и копируют, в основном, только фонетику. Поэтому с малышом лучше не сюсюкать, а разговаривать нормально, четко и ясно выговаривая буквы, грамотно ставя ударение.
2
Не разрешайте ребенку сокращать и коверкать слова, спокойно просите снова произнести их правильно, ссылаясь на свое непонимание. Делайте это с учетом возрастных и физических особенностей ребенка, стараясь не обидеть его, и хвалите за каждое правильно произнесенное трудное слово.
3
Когда ребенок подрастет, начните обращать внимание на то, как он строит фразы. Учите его коротко и доходчиво обьяснять, что он хочет. Разбирайте с ним каждую неправильно сформулированную фразу, поправляйте его каждый раз, когда он говорит неправильно или невнятно излагает свои мысли.
4
Учите его из коротких предложений складывать длинные куски повествования, логически связанные между собой. Развивайте его внимательность и память, чтобы он научился помнить то, что он хотел сказать перед тем, как начал что-то говорить, отслеживал свою мысль в беседе.
5
Читайте с ним книги и просите его пересказывать куски из них своими словами, но близко к тексту. Обращайте его внимание на то, каким языком разговаривают герои литературных произведений, как манеры разговаривать характеризует того или иного персонажа.
6
Вы можете для развития грамотной речи у ребенка задавать ему упражнения, которые помогут ему в этом. Например, попросите его составить словосочетания с заданными словами, а затем усложните задачу – пусть он использует эти словосочетания и составит с ними связный рассказ. Усложните задачу и попробуйте, используя те же словосочетания, составить несколько текстов в разных жанрах – сказку или рассказ.