Пилот-любитель - это человек, который не имеет права трудиться по найму, то есть он летает только для своего удовольствия. Чтобы стать таким пилотом, следует пройти подготовку, осуществляемую при авиационных учебных центрах гражданской авиации или в учебных заведениях (специализация - «пилот»). Согласно кодексу Российской Федерации, учебный центр или учебное заведение обязаны иметь лицензии или сертификаты на указанный вид деятельности, выданные уполномоченным органом гражданской авиации.

Кандидат на получение документа «пилот-любитель» обязан налетать не менее 42 часов под руководством инструктора, который имеет допуск к начальному летному обучению. По окончании учебного заведения или при переходе в другое ведомство по специальности «летчик» или «пилот», кандидат обязан пройти курсы повышения квалификации или переподготовку на воздушное судно, используемое гражданской авиацией России.



Пилотам–любителям, которые прошли обучение в летных школах Европы и США, необходимо также пройти переподготовку в учебных центрах России, как и пилотам других ведомств России. Количество налетанных пилотом часов учитывается только в том случае, если налет велся согласно с требованиями, установленными законодательными актами РФ. Если пилот, желающий получить свидетельство «пилота-любителя» выполнял полеты за границей на воздушном транспорте, принятом в эксплуатацию в гражданской авиации, то ему необходимо пройти только курсы повышения квалификации. В том случае, если воздушный транспорт не был принят на эксплуатацию в ГА, стать пилотом получится только после курсов переподготовки, (по их результатам будет внесено соответствующее дополнение в пилотское удостоверение). Срок выданного удостоверения пилота–любителя действителен в течение двух лет. Кроме всего этого, пилоту следует обязательно пройти проверку практической работы в воздухе и очередное медицинское освидетельствование.