Совет 1: Выплаты в случае восстановления на работе

В случае восстановления уволенного работника на работе по решению суда, перед работодателем встают два вопроса: какие выплаты необходимо сделать такому сотруднику и что делать с теми суммами, которые были выплачены при увольнении?
Выплаты в случае восстановления на работе

Работодатель, допустивший незаконное увольнение обязан возместить восстановленному работнику неполученный заработок (согласно ч. 2 ст. 394 ТК РФ), моральный вред в размере, определенном судом (ч. 2 ст. 237 ТК РФ), а также судебные расходы (ч. 1 ст. 98 и ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).

Неполученный заработок

Все то время, когда сотрудник был лишен возможности трудиться, то есть был уволен и оспаривал свое увольнение в суде, считается вынужденным прогулом. За время вынужденного прогула работодатель выплачивает восстановленному сотруднику средний заработок (ст. 139 ТК РФ), при расчете которого учитываются только рабочие дни. При этом присужденные суммы могут быть проиндексированы судом.

С начисленного среднего заработка удерживается НДФЛ. То есть организация в этом случае на основании п. 1 ст. 24 и ст. 226 НК РФ признается налоговым агентом и обязана исчислить и удержать сумму НДФЛ.

Если в исполнительном листе указана фиксированная сумма неполученного заработка, работодатель должен выдать ее работнику без удержания налога. НДФЛ можно удержать при следующей выплате, а если такой выплаты не будет, работодатель письменно извещает налоговую инспекцию о невозможности удержания налога и сумме задолженности налогоплательщика. В этом случае работник самостоятельно исчисляет и уплачивает НДФЛ.

Кроме НДФЛ на средний заработок за время вынужденного прогула начисляются страховые взносы.

Согласно ст. 236 ТК РФ в связи с нарушением работодателем установленного срока выплаты на сумму неполученного работником заработка начисляются проценты (денежная компенсация). Денежная компенсация рассчитывается исходя из 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России и не облагается НДФЛ.

Неполученный заработок за время вынужденного прогула выплачивается одновременно с отменой приказа об увольнении и восстановлением работника на работе.

Компенсация морального вреда

Согласно ч. 2 ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный сотруднику неправомерными действиями работодателя, возмещается ему в денежной форме в размерах, определяемых судом в решении о восстановлении работника. Компенсация морального вреда не облагается НДФЛ и не является объектом обложения страховыми взносами.

Возмещение судебных расходов

Сторона, проигравшая судебный процесс, по решению суда должна возместить другой стороне все понесенные ею судебные расходы (ч. 1 ст. 98 ГПК РФ).

Если суд примет решение в пользу работника, пошлину должен заплатить работодатель (ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.17 НК РФ) в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу (пп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

При этом суммы возмещения судебных расходов облагаются НДФЛ. Страховые взносы на них не начисляются.

Зачет уже выплаченных при увольнении сумм

Сотруднику, с которым трудовой договор был незаконно расторгнут по инициативе работодателя, при увольнении выплачиваются следующие суммы:
- заработная плата за отработанное время (выполненный объем работ);
- компенсация за неиспользованный отпуск, если к моменту увольнения часть отпуска он не отгулял;
- выходное пособие (в соответствующих случаях).

После признания судом факта увольнения незаконным компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие признаются переплатой, как выплаченные без достаточных оснований. Выплачивая восстановленному сотруднику назначенные судом суммы, работодатель может их уменьшить на сумму выходного пособия, полученного работником при увольнении. А вот сумма компенсации за неиспользованный отпуск может быть зачтена только при последующем начислении отпускных.

Еще одна важная особенность, если в период вынужденного прогула работник получал пособие по безработице на бирже труда, зарплату у другого работодателя, вознаграждение за работу по гражданско-правовому договору, пособие по временной нетрудоспособности и т.п., такие выплаты не признаются незаконно полученными.

Совет 2 : Как восстановить работника

Нередко работодатели незаконно расторгают трудовые отношения со специалистом. Последний вправе обратиться в суд, и после заседания и вынесенного постановления работник восстанавливается в должности. Для этого отменяется приказ об увольнении и издается распорядительный документ о восстановлении сотрудника в трудовой функции.
Как восстановить работника
Вам понадобится
  • - постановление суда;
  • - исполнительный лист;
  • - документы работника;
  • - трудовое законодательство;
  • - бланки приказов;
  • - бланк трудового договора;
  • - должностная инструкция;
  • - штатное расписание.
Инструкция
1
После вынесения постановления судебным органом о восстановлении специалиста на прежнем рабочем месте решение исполняется немедленно, то есть на следующий день после заседания суда. Работником представляется постановление и исполнительный лист, но, как правило, в тот же день эти документы ему не выдаются. Когда представитель компании присутствовал в зале суда и в курсе постановления, восстановить специалиста необходимо немедленно, то есть в день явки работника в организацию. При отсутствии работодателя в суде и незнании исхода дела сотрудник без документов не восстанавливается.
2
Работником представляется постановление и исполнительный лист. При отсутствии первого возможно предъявление последнего, что регламентировано Гражданским процессуальным кодексом РФ и Трудовым кодексом РФ.
3
Для восстановления сотрудника издайте приказ об отмене распоряжения о расторжении договора. В «шапке» документа укажите реквизиты фирмы, включая название компании и города ее расположения. В содержательной части напишите номер, дату распоряжения об увольнении. Первым пунктом приказа распишите причину, по которой отменяется ранее изданный документ. В данном случае таковой является вынесенное решение судебного органа. Ознакомьте с приказом восстанавливаемого работника под расписку, заверьте документ подписью директора.
4
Составьте приказ. Его темой будет восстановление в должности работника. В качестве основания фигурирует постановление и исполнительный лист. Укажите даты, номера, названия этих документов. В распорядительной части напишите персональные данные восстанавливаемого специалиста. Впишите перечень условий труда, на которые принимается сотрудник. Укажите дату, размер заработной платы, должность и режим работы.
5
Заключите новый трудовой договор. Пропишите права, обязанности, условия труда аналогично с содержанием договора, который расторгнут незаконно. Заверьте документ печатью компании, подписями руководителя и восстанавливаемого сотрудника.
6
Внесите запись в трудовую книжку на основании приказа о восстановлении в должности сотрудника. Предоставьте работнику условия труда, по которым он работал до незаконного увольнения. В противном случае специалист вправе снова обратиться в суд.
Видео по теме
Связанная статья
Источники:
  • Восстановление на работе незаконно уволенного сотрудника
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500