Просыпаться нужно в половине пятого утра, чтобы к шести успеть на первый рейс. Дежурный автобус забирает первых водителей и кондукторов из дома и везет их в гараж. Машина, на которой нам сегодня предстоит ездить, вымыта ночью. Маршруты назначает диспетчер. У водителей строгий график: транспорт должен подходить к остановкам с интервалом в пять минут.

Анатолий Разин, водитель нашего автобуса, говорит:


- Сегодня по плану шесть кругов, каждый из которых длится час пятьдесят минут. Я езжу не только по нескольким маршрутам. Рано утром всегда хочется спать, спасают кофе и любимые орешки, которые я постоянно щелкаю.

Первые сонные пассажиры садятся в автобус. Им повезло - места еще есть. Народ в общественном транспорте ездит разный: студенты, спешащие на лекции, служащие, опаздывающие на работу, пенсионеры. У каждого свои заботы, настроение и претензии.

- Вас, водителя автобуса, гаишники не останавливают?

- Меня не останавливали, но если мы нарушаем правила дорожного движения, они это делают. Скажу по секрету, правила автобусники иногда нарушают. Скорость не превышают, а «подрезать» кого-нибудь или на красный свет проехать - это бывает. Обычно гаишники и водители автомобилей относятся к нам с пониманием - не так-то просто рулить такой громадиной.

На перерыв автобус заходит на стоянку. По графику у водителя и кондуктора есть 40 минут на обед. В небольшой столовой тесно. Здесь все питаются за свой счет, благо цены незаоблачные. За обедом Анатолий рассказывает:

- Говорят, что каждый водитель одушевляет свою машину. Вы разговариваете со своим автобусом?

- Нет, но свою машину люблю. Мой автобус фирмы SCANIA, это женское имя, поэтому и отношусь к ней, как к женщине. Среди водителей такие автобусы-«женщины» считаются стервами, но мы все же нашли с ней общий язык. Когда она «капризничает», я отношусь к этому с пониманием, потому что, когда я не в духе, она меня терпит.

- Вы всегда покупаете себе билет в автобусе?

- Не было случая, чтобы я за себя не заплатил. Билет за проезд стоит копейки. А как водитель я никогда не высаживаю «зайцев». Считаю, если кондуктор не сумел подобрать нужные слова и убедить пассажира, бесплатная поездка будет на совести «зайца».

- Хотели бы стать личным водителем знаменитой персоны?

- Когда водишь автобус, для тебя все пассажиры равны, даже если ко мне в автобус сядет сам Владимир Путин, все равно буду относиться к нему как к простому пассажиру.

К концу смены водитель и кондуктор сильно устают, бывает укачивает, но переутомление не должно отражаться на качестве работы и уровне сервиса. Сегодняшние пассажиры очень критичны и подать жалобу на грубых водителя автобуса и кондуктора для них ничего не стоит.