Первые попытки разработать систему спутниковой навигации относятся к концу 50-х годов XX века. Идея была проста и понятна: по положению искусственного спутника и его скорости вполне возможно определить собственные координаты и скорость объекта, находящегося на поверхности Земли. Вот только реально приступить к осуществлению этой идеи технологии позволили лишь через два десятилетия. С 1974 по 1993 год Соединенные Штаты Америки вывели на околоземную орбиту 24 спутника, что позволило полностью охватить всю планету. Основная цель созданной системы навигации, получившей название GPS (глобальная система позиционирования), разумеется, была военной. Комплекс спутникового и наземного оборудования дал американским военным возможность точного наведения ракет на подвижные и неподвижные наземные и воздушные объекты. Советский Союз приступил к созданию аналога GPS значительно позже. Первый околоземный объект этой глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) был выведен на орбиту в 1982, а до штатного количества российская группировка спутников была доведена в 1995 году. Принцип работы GPS и ГЛОНАСС одинаков. Излучаемый спутниками сигнал поступает на установленное на Земле устройство, например на навигатор вашего автомобиля. Приемник определяет расстояние до каждого из спутников, включенных в систему навигации (для определения координат объекта их требуется не менее четырех). После автоматических сопоставлений и вычислений приемник выдает точное время и координаты вашего местонахождения. Что касается отличий ГЛОНАСС от GPS, то к уникальным преимуществам российской системы специалисты относят тот факт, что отечественные спутники не имеют синхронности с вращением планеты. Эта особенность дает системе лучшую стабильность; отпадает необходимость дополнительно корректировать положение каждого из объектов космической группировки. К недостаткам ГЛОНАСС следует отнести более короткий срок службы спутников и менее высокую точность определения географических координат в сравнении с американским аналогом. Назначение ГЛОНАСС не ограничивается лишь военными целями. Навигационное обеспечение предполагает безвозмездное предоставление доступа к гражданским сигналам системы как российских, так и иностранных потребителей. Портативные навигаторы становятся верными и незаменимыми помощниками автолюбителей, туристов, охотников и рыболовов.