Совет 1: Есть ли будущее у книг

Вопрос о будущем книг в их привычном, бумажном виде обсуждается со времен возникновения электронных библиотек не только людьми, для которых книга служит источником информации или эстетического наслаждения, но и представителями издательского бизнеса. Достаточно распространена точка зрения, согласно которой будущее есть как у электронной книги, так и у ее бумажной предшественницы.
Есть ли будущее у книг

По мере развития компьютерных технологий вопрос о будущем книги в ее традиционном варианте становился все более актуальным. На первых порах, когда пользователи электронных библиотек оказывались привязаны на время чтения к мониторам стационарных компьютеров, преимущество книг, переведенных в цифровой формат, заключалось в их относительной доступности и удобстве поиска нужной информации. В этом отношении показательно мнение генерального директора ФЭБ «Русская литература и фольклор». С точки зрения К.В. Вигурского электронные издания экономят время читателей, работающих с текстами, позволяя производить быстрый поиск и точное копирование определенных фрагментов.

С появлением мобильных устройств, умеющих воспроизводить форматы, использованные для сохранения цифровых книг, преимущества такого рода изданий стали очевидны для любителей чтения на досуге. Мысль о том, что библиотеку, занимающую в бумажном виде несколько комнат, можно загрузить в память карманного устройства и всегда иметь под рукой, кажется достаточно привлекательной. Представители издательского бизнеса заговорили о революционных изменениях, ожидающих книжный рынок. В частности, об этом шла речь на форуме, проходившем в начале мая 2012 года в рамках Варшавской книжной ярмарки.

По мнению ряда издателей, высказанном на форуме, электронная книга является естественной формой развития книги бумажной. Вполне вероятно, что на первых порах цифровая литература будет имитировать бумажные издания, поскольку за время, прошедшее со времен изобретения печатного станка, такая форма сделалась привычной. Как заметил один из участников форума, похожая ситуация сложилась на заре автомобилестроения. Первые авто напоминали экипаж без лошади, поскольку их создатели не представляли себе иного транспортного средства. Возможно, в будущем электронные книги получат дополнительные возможности, отличающие их от бумажных предшественниц.

Тем не менее электронные книги едва ли полностью вытеснят традиционные издания. Театр не исчез с появлением кино, а телевидение фактом своего существования не отменило кинематограф. Несмотря на спад, фиксируемый статистикой, в частности, в российском книгоиздательстве, определенный сегмент этого рынка считается успешным. Такое положение отмечается в издательствах, специализирующихся на иллюстрированной детской литературе и коллекционной книге. На Московской международной книжной выставке-ярмарке, открывшейся 5 сентября 2012 года, была представлена коллекция, подготовленная одним из таких издательств. Собрание репринтных редкостей, отпечатанное в семи комплектах, имеет общее название «Россия, Наполеон и 1812 год».

Совет 2 : Как появились первые книги

Современный человек значительную часть знаний черпает из средств массовой информации. Но были времена, когда получить новое знание можно было только из книг. Исписанные аккуратными знаками листы папируса или пергамента, свернутые в рулон или скрепленные вместе, и были первыми книгами.
Как появились первые книги

Из истории появления книг

До некоторых пор устные сказания были единственным источником информации. Передача знаний и опыта осуществлялась в глубокой древности от человека к человеку, из уст в уста. При этом информация часто терялась или искажалась до неузнаваемости. Чтобы избавиться от этого недостатка, люди стали искать способы закрепить знания на каком-то материальном основании, используя рисуночное письмо, а затем и письменную речь.

Наиболее развитые древние цивилизации в конечном итоге изобрели письменность. Для этой цели широко использовались деревянные дощечки, глиняные или восковые плитки, листы мягкого металла. В Древнем Египте, к примеру, информацию записывали на листах папируса, выделанного особым образом. Наиболее ранние записи на папирусе, свернутом в длинные свитки, датируются третьим тысячелетием до новой эры. Можно считать, что египетские свитки и были первыми книгами, известными в истории.

Первые рукописные книги на пергаменте появились значительно позже, незадолго до наступления новой эры. Листы таких книг скрепляли между собой, составляя небольшие тома. Поскольку о копировальной технике в те годы можно было только мечтать, первые книги добросовестно переписывали от руки специально обученные люди. Над одной книгой могли трудиться сразу несколько мастеров: один готовил листы пергамента, другой прилежно выводил на них письменные знаки, третий работал над иллюстрациями.

Дальнейшее распространение книг

Время шло, письменность распространялась все шире и требовала большого числа книг. Пергамент был довольно дорогим материалом, а потому изготавливать из него значительные тиражи было невыгодно. На смену этому материалу пришла бумага. Где и когда она была впервые изобретена, вряд ли удастся установить достоверно. По некоторым данным, в Китае бумагу стали использовать для изготовления книг в I веке.

Позже этот отлично подходящий для книг материал стали делать в Японии, Корее, Средней Азии и Индии. В Европу бумага пришла примерно в X веке. Лучшие сорта, которые шли на изготовление книг, изготовляли из хлопка или льняного тряпья, а в дальнейшем в ход пошла тонко измельченная древесина. Бумажные книги были значительно дешевле тех, что изготовлялись из пергамента, а потому распространялись гораздо шире.

Революция в издании книг произошла в середине XV века, когда немецкий мастер Иоганн Гутенберг предложил оригинальный способ книгопечатания. В своем устройстве для печати он использовал металлические буквы и линейку, с помощью которых можно было сравнительно быстро набирать целые страницы. Затем литеры смазывали специальной краской и делали нужное число оттисков на бумаге. Такой способ изготовления книг сравнительно быстро получил распространение. После этого книги стали достоянием широкого круга читателей.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500