Личность террористки, приведшей в действие взрывное устройство в доме Саида Афанди, следственным органам удалось установить достаточно быстро, ею оказалась 30-летняя Аминат Курбанова (Сапрыкина в девичестве), вдова ранее уничтоженного спецслужбами боевика.

Основной версией убийства на данный момент правоохранительные органы считают религиозную деятельность шейха. Саид Афанди был представителем умеренного суфизма, выступал против радикальных мусульманских течений - салафитства и ваххабизма. Именно это, скорее всего, и стало причиной его гибели. В то же время, никто из представителей террористического подполья пока не взял на себя ответственность за убийство шейха. Это вполне можно понять – даже если за смертью Саида Афанди стоят представители радикальных исламских течений, им невыгодно приписывать себе это преступление, рискуя настроить против себя очень многих дагестанцев.


Убийство лидера дагестанских суфиев выгодно тем, кто пытается раскачать ситуацию в республике. Поэтому вполне может быть, что никто из радикальных исламистов к смерти Саида Афанди непричастен, а если и причастен, то лишь как исполнитель чужой воли. Истоки теракта в этом случае следует искать среди тех, кто не хочет установления диалога между различными исламскими течениями Дагестана, в первую очередь между суфистами и салафитами. Именно поэтому убийство Саида Афанди приписывают самым разным силам, включая зарубежные и российские спецслужбы.

Если возможная причастность к теракту зарубежных спецслужб имеет вполне понятные мотивы – в частности, желание разжечь религиозную войну в республике, то обвинение в этом российских силовых служб может вызвать недоумение – им-то зачем уничтожать лидера традиционного ислама, поддерживавшего действующую власть? Ответ на этот вопрос можно найти в заявлениях боевиков. Они утверждают, что давно могли бы убить шейха Саида Афанди, если бы считали это необходимым, и обвиняют в его устранении именно российские спецслужбы. По их мнению, смерть шейха нужна российским властям в качестве повода для начала тотальной войны против салафитов.

Несмотря на столь разнообразные варианты, наиболее вероятной и объяснимой все-таки является причастность к гибели Саида Афанди дагестанского террористического подполья. Убив шейха, боевики уничтожили одного из самых влиятельных теологов суфизма, что значительно ослабляет позиции традиционного ислама. При этом прошедшие обучение за рубежом лидеры салафитов активно вербуют в свои ряды молодежь, это облегчается тяжелой экономической ситуацией в республике. Безработица, коррупция, отсутствие для многих молодых людей перспектив на будущее толкает их в ряды радикальных исламистов. И кто бы ни стоял за смертью Саида Афанди, его гибель только ускорит этот процесс.