Совет 1: Откуда взялись мемы

Согласно толковому словарю современных терминов, мем – это единица передачи определенной культурной информации, распространяемой в некой среде. Сегодня под мемом чаще всего понимают определенные картинки или фразы, которые несут всем известный смысл.

Термин «мем» происходит от греческого слова, в переводе означающего «подобие». Впервые мемы как социально-культурный феномен были описаны в книге Ричарда Докинза «Эгоистичный ген». Он описал мем как культурное явление, которое распространяется через каналы интернет и СМИ и вызывает определенные общественно значимые последствия. Эту идею в дальнейшем подхватили и развили социологи Осборн Уилсон, Чарльз Ламсден и Дуглас Рашкофф.

Развитие виртуальной среды и интернета дало возможность мемам распространиться по всему миру. Интернет-мемы распространяются благодаря форумам, блогам, электронной почте, социальным сетям и другим способам общения. Но откуда же берутся мемы?

Мемом может стать любая фраза, картинка или звук, имеющая какое-либо определенное значение. Если людям мем понравился, он быстро завоюет популярность и будет иметь поддержку множества сторонников. По сути, мем является психическим вирусом – он распространяется с помощью любых текстов, анекдотов, научных знаний, фильмов, рекламы и т.д. Постепенно мем закрепляется в человеческой культуре и становится общеизвестным, его употребляют, чтобы выразить какое-либо чувство или отношение.

Создать мем может каждый, но узнать заранее, будет ли он популярным, невозможно. Помимо мемов-фраз, например, «капитан Очевидность», «превед, Медвед», «фотожаба», сегодня очень популярны мемы-картинки. Чаще всего это нарисованные в графическом редакторе простейшие изображения человека с разными выражениями лица. Оригиналом могут служить фотографии известных людей (например, китайского баскетболиста Яо Мина, актеров Николаса Кейджа, Джеки Чана и т.д.), комиксы или другие источники.

Авторство многих мемов определить невозможно, но иногда их история довольно неожиданна. Например, мем Trollface (или Coоlface), изображающий ехидную рожицу, растянувшуюся в улыбке, был создан убийцей-педофилом Генри Ли Лукасом еще в середине ХХ века. Рисунок улыбающегося тролля он оставил на стене своей тюремной камеры, а в 2006 году этот мем благодаря пользователю Whynne с сайта DeviantArt стал популярен и начал собственную жизнь в интернете.

Совет 2: Откуда взялись розовые слоны

Розовые слоны – довольно культурные животные. Нет-нет, вовсе не потому что они много читают и знают, а, скорее, из-за своего упоминания в литературе и на телевидении. Сейчас в России их больше связывают с чем-то невинным, хотя по своей природе появляются они отнюдь не из детских снов и фантазий.

Впервые розовые слоны были замечены в автобиографии Джека Лондона «Джон Ячменное Зерно», написанной в 1913 году. «…а уж когда нахлещется, видит синих мышей и розовых слонов», – такое описание дал автор одному из алкоголиков.

Большую популярность получили розовые слоны, приняв участие в мультфильме «Дамбо» студии Уолта Диснея. В одном из эпизодов слоненок Дамбо по незнанию отпивает из ведра с шампанским и видит розовых слонов, шагающих под песню Pink Elephants on Parade. В поп-культуре этот отрывок стал символом галлюцинаций, порожденных алкогольным или наркотическим отравлением.Про розового слона написано немало песен. Более того, его образ на черном фоне стал одним из объектов поклонения для фанатов музыканта Флорана Мота.

В честь розового гиганта названо множество коктейлей. Он также стал логотипом бельгийской марки пива.

Розовые слоны не одиноки, так что не стоит за них переживать. Хоть они и англичане, у них есть братья и сестры по всему миру. К примеру, в России свою родственную связь с ними может подтвердить «белочка», а в Польше – «белая мышь».

Розовые слоны редко, но встречаются и в реальности: у слонов-альбиносов может быть розовый оттенок. В буддийских странах появление розового слона – хорошая примета.

Видео по теме

Совет 3: Откуда взялся стереотип, Что все челябинское суровое

Шутки про суровый Челябинск заполнили не только весь интернет, их уже вовсю публикуют в газетах и цитируют в серьезных изданиях. Еще пару лет никто и не думал, что Челябинск особенно суровый в сравнении с другими городами России. Это совсем новое явление. Как же так вышло?

История суровости Челябинска

Если спросить самих жителей Челябинска, то они разводят руками. И действительно, хотя люди любят и знают свой город, они все же не видят в нем ничего такого особенно сурового. Некоторые даже отмечают, что есть и более суровые места, достаточно вспомнить сибирские города, расположенные в зоне вечной мерзлоты, или населенные пункты Заполярья.

В действительности, Челябинск стал таким «суровым» с легкой руки авторов текстов для юмористических передач «Наша Раша» и «Камеди-клаб». Именно ребята из этих телешоу придумали и впервые озвучили несколько шуток на тему того, насколько суровый город Челябинск. Шутки пользовались таким успехом, что вскоре их цитировали не только поклонники юмористов, но и так называемые интернет-гики – люди, которые следят за всем новым и смешным и активно участвуют в формировании в интернете мемов.

Вероятно, звезды юмористических шоу решили пошутить про челябинскую суровость, так как это промышленный центр, в котором многие заняты физическим трудом.

Суровость Челябинска – это мем, а не стереотип

Теперь следует подробней остановиться на том, что же такое этот самый мем. Мемом становится шутка или какая-то смешная особенность чего-нибудь, которая многократно цитируется до абсолютной узнаваемости, при этом обрастая различными деталями и подробностями. Так, шутки про суровый Челябинск уже настолько многочисленны, что в интернете даже можно скачать целые брошюры с лучшими из них.

Мемы, как правило, включают в себя не только текстовые фразы. Например, популярный формат мема: фотография или картинка в рамке с подписью. Иногда рамки нет. Бывают графические форматы, где самим мемом является на первый взгляд непримечательная картинка, к которой многочисленные остроумные интернетчики приделывают различные подписи. Есть даже сайты для создания мемов.

Мемом может стать все, что угодно, даже музыкальная мелодия или видеоролик. Мемы живут недолго, обычно пик их «активности» быстро проходит, и вскоре про них все забывают, переключаясь на новые мемы. В этом главное отличие мемов от стереотипов: последние являются устойчивыми. Именно на основании этого признака суровость Челябинска нельзя считать стереотипом, это стопроцентный мем.

Про падение метеорита в Челябинской области говорят, что это просто суровые челябинские женщины репетировали праздничный салют для мужчин на 23 февраля.

Но на судьбу мема про суровость Челябинска повлияло падение метеорита, которое само по себе явилось интересным и очень необычным событием. Благодаря метеориту «суровость Челябинска» обросла многочисленными новыми шутками на тему метеорита. Но уже сейчас можно наблюдать, что пик активности мема позади. Высказывания про суровый Челябинск уже не вызывают столь бурную реакцию, так что через некоторое время этот мем, вероятно, будет практически забыт, как и многие другие.

Совет 4: Откуда взялись Рюриковичи

Династия Рюриковичей занимала русский княжеский, великокняжеский, а затем и царский престол более семи веков – с 862 года по 1598 г. Основателем династии был полулегенадрный князь новгородский Рюрик, чье происхождение остается предметом споров между историками.
Основной источник информации об основателе династии Рюриковичей – «Повесть временных лет», написанная в 12 веке, самая древняя русская летопись, известная ученым.

Согласно летописи и более поздним источникам, среди славянских племен (ильменские словене, кривичи) и финских (весь, чудь) начались раздоры. Более поздние источники связывают это со смертью новгородского князя Гостомысла, но в «Повести временных лет» о нем вообще ничего не говорится.

Для прекращения раздоров решено было призвать князя из-за моря – от «варягов-руси», этим призванным князем и стал Рюрик. Согласно Иоакимовской летописи, он был сыном Умилы, дочери Гостомысла.

Дискуссионным является вопрос о том, с каким народом можно отождествить «варягов-русь», от которых явился Рюрик.

Норманская теория

Немецкие историки Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер, работавшие в России в 18 веке, отождествили варягов с норманнами. Определенные основания для такого отождествления были. Имена некоторых представителей варягов, перечисленные в летописях, явно имеют скандинавское происхождение: Аскольд (возможно, Хескульд), Дир (Тюр), Олег (Хельги), Игорь (Ингвар). Арабские историки (в частности, Ибн Фалдан) называют норманнов «русами», то же самое можно сказать о византийских источниках.

Важно и упоминание о братьях Рюрика – Синеусе и Труворе. Сторонники норманнской теории полагают, что это ошибочное истолкование летописцем древнешведского словосочетания «сине хус трувор» – «с домом и дружиной». В пользу такого прочтения говорит и то, что существование братьев Рюрика с такими именами не подтверждается фактами.

Антинорманизм

Одним из первых норманнскую теорию подверг сомнению М.В. Ломоносов. Немало у нее противников и среди современных историков.

Норманская теория вызывает недоумение у тех, кто хорошо знаком с древнескандинавской литературой. Она сохранила немало свидетельств о контактах с Русью, которые были весьма тесными. В «Круге земном» Снорри Стурлуссона рассказывается о том, как будущий норвежский конунг Олаф Святой воспитывался при дворе князя Ярослава Мудрого. Другой конунг – Харальд Суровый – в «Висах радости» воспевает свою любовь к молодой жене – дочери Ярослава Мудрого. Есть свидетельства о торговых связях (например, упоминание о «русской шапке» героя в исландской «Саге о Гисли»), и даже в «Старшей Эдде» упоминается некий Ярицлейв (Ярослав). На фоне такого изобилия странно выглядит полное отсутствие каких-либо упоминаний о норманнском вожде, ставшем русским князем. Древнескандинавские источники Рюрика не знают, и это говорит о том, что он не мог быть норманном.

Принести традицию государственности на Русь норманны не могли еще и потому, что сами не обладали ею: в описываемую эпоху они находились на той же стадии общественного развития, что и славяне.

Приверженцы антинорманизма отождествляют варягов либо с полянами (восточно-славянским племенным объединением), либо с западными славянами-ободритами.

Таким образом, на сегодняшний день нельзя дать однозначного ответа на вопрос о происхождении основателя династии Рюриковичей.
Источники:
  • Рюриковичи – уникальный историко-генеалогический феномен

Совет 5: Язык как культурный феномен

Функции языка разнообразны. Он служит средством общения, способом передачи информации и эмоций. В отличие от простейших сигнальных систем, которые используют животные, человеческий язык представляет собой социальный и культурный феномен. Развитие языка шло вместе со становлением культуры человеческого общества.
Инструкция
1
Мысль выражается и совершается в словах, указывал известный советский психолог Л.С. Выготский. Выступая средством становления мыслительных форм, язык превратился для человечества в орудие познания действительности. Через усвоение и использование речевых конструкций человек стал способен осознавать и выражать свое миросозерцание. В этом смысле язык является отражением образа жизни человека и достигнутого человечеством уровня культуры.
2
Множественные функции языка и непрерывный характер его существования сделали язык инструментом для хранения и передачи последующим поколениям исторического и культурного опыта. Язык – неотъемлемая составная часть культуры цивилизации и сокровищница опыта человечества. Культура каждого народа находит свое отражение в языке, создающем субъективный образ объективного мира.
3
Являясь непременным атрибутом культуры и носителем «культурного кода» сообщества людей, язык становится выражением вполне определенного образа восприятия и мышления. В языке закрепляются существенные признаки социальных явлений, из которых складывается «ткань» общественной, политической и культурной жизни народов. Через язык проявляются самые тончайшие черты духа и характера народа.
4
Вопросы развития языка как культурного феномена выходят за рамки лингвистики. Он становится объектом рассмотрения социальной философии, культурологии и истории. Определить влияние языка на культуру позволяет междисциплинарный подход к исследованию языковых процессов. Системный метод дает возможность вывить тенденции взаимодействия языка, общества и его культуры.
5
Одной из форм, посредством которых языковые средства находят отражение в культуре, является народное творчество. Фольклорное наследие содержит в себе все основные проявления мыслей и чувств человека. Народный язык отличают своеобразие лексики, глубина и яркость образов, используемых в сказаниях, песнях и частушках. Культура народа неотделима от языковых средств.
6
В современном обществе очень высока роль средств массовой информации. Новые системы коммуникаций обладают высокой скоростью распространения информации, но в определенной мере обедняют язык и культуру аудитории. Утрачивается интерес к чтению художественной литературы, притупляется чувство языка, общение становится более примитивным. Снижается общий уровень грамотности населения. Решение этой проблемы входит в круг задач, стоящих перед обществом, которое хочет сохранить и упрочить свою культуру.
Видео по теме

Совет 6: Откуда взялось выражение "превед, медвед"

Фраза «превед медвед» относится к разряду мемов, т.е. идей и образов, передающихся от человека к человеку, притом в основном «живущих» в интернете. Это один из редких мемов, история и даже дата рождения которого достоверно известна.

Смысл и использование выражения «превед медвед»

Медведами в интернете часто называют людей, пользующихся в основном сайтами, которые расположены в доменной зоне .ru – иначе говоря, рунетом. Искаженное слово «медведь» – очередная насмешка над уже давно набившими оскомину стереотипами из разряда «русский, водка, матрешка, балалайка». Тем не менее, медвед настолько полюбился людям, что превратился в самостоятельный мем, притом очень часто его используют в виде образа, т.е. рисуют забавного мишку и добавляют к картинки разнообразные надписи.

Что касается слова «превед», то это уже ставшее традиционным искажение, получившее невероятную популярность наравне с «аффтар жжот» и «красавчег». Превед медвед – это широко распространенный способ поздороваться с русским человеком, тонко отметив при этом «секретность» используемого языка и отношение к одной интернет-группе.

История рождения «медведа»

Как и большинство мемов, «превед медвед» появился на свет спонтанно и приобрел популярность только потому, что пользователям интернета понравился предложенный образ, и они стали использовать его в самых разных контекстах. Впервые мем появился на одном из крупных сайтов, участники которого развлекались созданием фотожаб – смешных коллажей на основе предложенных пользователями картинок. Седьмого февраля 2006 года один из участников решил вместо демонстрации потрясающего уровня владения Photoshop отделаться самым простым вариантом создания коллажа, и заменил на картинке, где медведь здоровается с туристами, которых он застал за занятием любовью на природе, надпись «Surprise!» на «Превед».

Картинка приобрела популярность не сразу. Поначалу она изредка появлялась в блогах и социальных сетях, однако со временем, когда ее увидело достаточное количество людей, вдруг обрела всенародную любовь. Сразу после этого стала популярной и забавная рифмованная фраза «Превед медвед», которую люди полюбили настолько, что она стала появляться даже на кружках и на футболках.

Интересно, что автора картинки с антропоморфным медведем, на которой и появился первый «Превед», определили не сразу. Долгое время интернет-пользователи полагали, что имеют дело с рисунком ребенка, которому не более 10 лет и который не имеет никакого таланта художника и может похвастаться только свойственной детям страстью к рисованию. Оказалось, что на самом деле изображение принадлежит Джону Лури – американскому актеру и, по совместительству, художнику, работы которого были признаны как минимум спорными, но зато идеально подошли на роль мемов.
Видео по теме

Совет 7: Откуда взялись домовые

Существует множество народных преданий, по-разному истолковывавших происхождение «нечистой силы». По одной из версий, нечисть – это восставшие против Бога ангелы, которых он низринул на землю. Кто упал в воду – стал водяным, в лес – лешим, в дом – домовым.

Неизвестно, попали ли в человеческие жилища самые добрые из нечистых духов, или они подобрели, пока жили рядом с людьми, однако, в отличие от леших или водяных, домовые стали не врагами, а помощниками человека.

Существуют разные версии о происхождении домового. Согласно одной из них, некогда могущественный бог Род, постаревший и лишившийся своего могущества, спустился с небес на землю, изрядно измельчал, размножился и получил свое продолжение в многочисленных дедушках-домовых.

Кроме того, есть версия, по которой предком домового является последний сжатый сноп, который называли дедушкой-кормильцем, украшали разноцветными ленточками и оставляли в доме до следующего урожая. Самая мистическая версия гласит, что домовой – это призрак прародителя хозяев, похороненного в доме и продолжающего заботиться о своих потомках.

Называют его дедушкой или хозяином, он является хранителем домашнего очага и незримым помощником хозяев. Обычно домовой обитает под печкой или в подполье, но именно в том углу, где находится печь. Его представляли себе в облике маленького старичка, похожего на главу семьи, но заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапках.

По натуре домовой – идеальный хозяин, вечный хлопотун, ворчливый, но добрый и заботливый. Он не упускает из виду ни одной мелочи, неустанно заботится и хлопочет, чтобы в доме всегда был порядок. Если жилье ему по душе, то он служит хозяевам так, как будто в кабалу к ним пошел. Зато ленивым и нерадивым домовой охотно помогает запускать хозяйство, давит людей по ночам чуть ли не до смерти, а иногда – и сбрасывает с постелей. Правда, помириться с рассерженным домовым не так уж и трудно: стоит только подложить под печку щепотку нюхательного табака или подарить ему разноцветный лоскуток или горбушку хлеба.

Редкий человек может похвастаться тем, что видел домового. Для этого нужно надеть на себя в Пасхальную ночь лошадиный хомут, покрыться бороной, зубьями и до утра сидеть между лошадьми. Если повезет – увидишь маленького старичка. Хотя, чтобы отвести от себя любопытный взгляд, домовой может принять облик хозяина дома.

Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше