У главного киносмотра России – Открытого кинофестиваля «Кинотавр» был предшественник – «Фестиваль некупленного кино», который прошел в 1990 году в Подольске при участии независимой компании «Подмосковье». Фестиваль был создан в помощь российскому кино, финансирование которого в переходный период перестройки ощутимо сократилось. Но уже в 1991 году было решено проводить новый фестиваль в курортном городе Сочи.

Возглавил национальный кинофестиваль «Кинотавр» продюсер Марк Рудинштейн, а президентом в течение 11 лет (с 1993 по 2004 гг.) был известный актер Олег Янковский. В 2005 г. их сменили президент СТС «Медиа» Александр Роднянский и генеральный директор компании «Профит» Игорь Толстунов.


С приходом нового руководства изменился формат фестиваля. Для увеличения бюджета значительно расширили деловую часть киносмотра и ликвидировали международную программу, сделав акцент на отечественном кино.

В 2012 году в конкурсной программе «Кинотавра» приняли участие 14 полнометражных художественных фильмов и один документальный, а также в рамках фестиваля прошел показ короткометражных фильмов.

Традиционно оценивало картины основного конкурса экспертное жюри, состоящее из семи человек. Обычно в судейский состав входили представители разных кинопрофессий. В 2012 году в качестве эксперимента в состав жюри пригласили только кинорежиссеров. Возглавил судейский состав Владимир Хотиненко.

Конкурс короткометражек судило жюри из трех человек.

Открылся 23-й кинофестиваль в Сочи с показа экспериментального фильма «Пока ночь не разлучит» Бориса Хлебникова. Это первая в истории отечественного кино картина, снятая по принципу краудсорсинга, когда в съемках участвовали непрофессиональные актеры за очень символическую оплату, а то и вовсе бесплатно. В основу сценария фильма лег проект журнала «Большой город», во время которого журналисты на протяжении двух недель слушали и записывали разговоры посетителей ресторана «Пушкинъ». Эти диалоги и стали основой сценария.

В конкурсе «Кинотавра 2012» участвовали фильмы Авдотьи Смирновой «Кококо», Василия Сигарева «Жить», Алексея Мизгирева «Конвой», «Я тебя не люблю» Александра Расторгуева и Павла Костомарова, «Искупление» Александра Прошкина и другие.

Два конкурсных фильма уже успели поучаствовать в крупнейших международных кинофестивалях. «Конвой» А. Мизгирева был в программе «Панорама» МКФ в Берлине, а «Жить» В. Сигарева стал участником Роттердамского фестиваля.

Лучшим фильмом компетентное жюри признало ленту Павла Руминова «Я буду рядом» о смертельно больной женщине, которая, скрывая это, ищет для своего шестилетнего сына приемную семью.

Среди короткометражек победила абсурдистская лента «Ноги – атавизм» Михаила Местецкого. Отмеченная главным призом в молодежной программе «Синефондасьон» в Каннах работа Таисии Игуменцевой «Дорога на…» на «Кинотавре» осталась без призов.