К началу эпохи Хань, которая датируется 207 г. до н.э. – 220 г. н.э., чай уже стал широко распространенным товаром, правда доступным далеко не каждому. А после того как император Цинь Ши Хуанди объединил разрозненные части страны в единое государство, чай постепенно начал становиться общенациональным напитком.

Расцвет потребления этого напитка в Китае приходится на эпоху Тан (618 – 907 г.г.). Популяризации чая в самых широких слоях общества способствовали буддийские монахи, которые рассматривали чайные кусты как чудесные растения, обладающие целебными свойствами. Поэтому монахи вместе с пропагандой своих религиозных взглядов активно распространяли традиции чаепития. В результате хорошие сорта чая стали считаться роскошным подарком, который смело можно преподнести людям даже самого высокого ранга, вплоть до императора.


Жители разных провинций начали соревноваться, стараясь вывести новые сорта чая, отличающиеся изысканным вкусом и ароматом, и заслужить честь стать поставщиками императорского двора.

Из Китая чай попал в другие страны, прежде всего, соседние: Японию и Корею. Затем через некоторое время в Бирму, Таиланд, на Шри-Ланку. А потом напитком заинтересовались торговцы из западных стран.

В 1684 году один голландский коммерсант привез партию чайных кустов в Индонезию, бывшую тогда колонией Нидерландов. Они хорошо прижились, размножились, и через некоторое время Индонезия сама стала производителем чая.

В Индии первые плантации появились около 1780 года. А к середине 19-го века чайными плантациями покрылись и склоны гор острова Шри-Ланка. Это случилось после того, как в результате массового заболевания там погибли почти все кофейные плантации. Чтобы экономика острова не получила сокрушительный удар, срочно потребовалась замена, и чай пришелся как нельзя кстати.

В Россию чай впервые попал в середине 16-го века. К середине 17-го века он уже получил признание среди высшей аристократии, а еще через сто лет распространился и среди людей низших сословий. С тех пор самовар на долгое время стал неотъемлемой деталью интерьера любого дома, даже очень скромного. Бедняки пили пустой чай, а более состоятельные люди – вприкуску, то есть, чередуя глотки ароматной горячей жидкости с поеданием кусочков сахара.