Совет 1: Когда была Полтавская битва

Полтавская битва – одно из переломных сражений Северной войны. Оно состоялось 27 июня (по Юлианскому календарю) 1709 года в нескольких километрах от города Полтава. На поле брани встретились русское войско, возглавляемое Петром I, и шведская армия под руководством Карла XII.

После перехода на «новый стиль» в 1918 году, получилась путаница со многими датами, в том числе и с днем Полтавской баталии. С 1918 по 1990 год считалось, что она произошла 8 июля. Однако согласно многим историческим источникам, датированным тем временем, битва под Полтавой произошла в день памяти Сампсония странноприимца, то есть 10 июля. Он являлся небесным покровителем этого сражения. Позднее в честь святого была построена церковь, стоящая и поныне. Поэтому правильнее считать дату 10 июля 1709 года днем победы русской армии над шведами под Полтавой.

В конце XVII века Шведская держава оказалась одной из главных военных сил в Европе. Но молодой король продолжал наращивание мощи своей армии, заключил союз с Англией, Францией и Голландией, тем самым обеспечив себе поддержку в случае войны.

Правителей многих государств не устраивало господство Швеции на Балтийском море. Опасаясь агрессии с ее стороны и вынашивая планы избавления от власти шведов в Прибалтике, Саксония, Датско-норвежское королевство и Россия образовали Северный союз, который в 1700 году объявил Шведской державе войну. Однако после нескольких поражений данная коалиция распалась.

Одержав победу под Нарвой, где российская армия понесла тяжелые потери и капитулировала, Карл XII решает завоевать Россию. Весной 1709 года его войска осадили Полтаву, чтобы пополнить свои запасы провизии и открыть путь для наступления на Москву. Но героическая оборона гарнизона города, при поддержке украинских казаков и конницы А.Д. Меньшикова задержали шведов и дали возможность русской армии подготовиться к решающему сражению.

Стоит отметить, что, несмотря на предательство Мазепы, численность шведского войска уступала по количеству русскому. Однако ни этот факт, ни нехватка боеприпасов и продовольствия не заставили Карла XII отказаться от своих планов.

26 июня Петр I распорядился построить шесть горизонтальных редутов. А позднее приказал соорудить еще четыре, перпендикулярно первым. Два из них еще не были достроены, когда шведы на рассвете 27 июня начали свое наступление. Спустя несколько часов кавалерийский авангард Меньшикова отбросил назад шведскую конницу. Но русские все же потеряли два своих укрепления. Петр I приказал кавалерии отступить за редуты. Увлекшись преследованием отступающих, шведы попали под перекрестный огонь артиллерии. В ходе боев несколько батальонов шведской пехоты и эскадронов кавалерии были отрезаны от своих и захвачены в Полтавском лесу конницей Меньшикова.

Второй этап сражения заключался в борьбе главных сил. Петр построил свое войско в 2 линии, а шведская пехота выстроилась напротив. После огнестрельного боя наступило время рукопашной схватки. Вскоре началось отступление шведов, превратившееся в паническое бегство. Королю Карлу XII и предателю Мазепе удалось скрыться, а остальная армия сдалась в плен.

Полтавская битва подорвала военное могущество Швеции, предопределила исход Северной войны и оказала влияние на развитие русского военного дела.

Совет 2: Как разгромили шведов под полтавой

Полтавская битва – одна из значимых побед русских войск. Это событие относится ко времени Северной войны 1700-1721 гг. между Россией и Швецией, когда столкнулись два сильных противника.

Причина войны – выход к Балтике

Русским был жизненно необходим выход к Балтийскому морю. К началу 18 века в результате сложившейся непростой внешнеполитической ситуации возник большой риск потерять его. Главное, торговлю по Балтийскому морю контролировала Швеция, которая взимала огромные таможенные пошлины. Мало того что для России это не могло быть выгодно, так еще и она не имела прямого контакта со странами Запада.
Разрешилась подобная ситуация в ходе непростой длительной Северной войны. Командование войсками взял на себя недавно вошедший на российский престол Петр Великий. Стоит сказать, что Швеция оказалась коварным и мощным противником, а Карл XII - мудрым правителем и отважным воином.

Интересно, что начало Северной войны стало провальным для Петра. Это объяснялось начавшей реорганизацией в российской армии. Первое же крупнее сражение под Нарвой в 1700 г. оказалось разгромным. Шведский король ликовал: вряд ли России удастся оправиться после такого серьезного поражения.

Однако кульминацией Северной войны явилась Полтавская битва в 1709 году. К этому времени война шла с переменным успехом: шведы уже потерпели ряд поражений, однако наступали на территорию России. Шведское командование решило захватить город Полтаву. Это казалось несложной задачей: небольшой город с населением в 4 тысячи вряд ли мог оказать сильное сопротивление. Однако этот расчет подвел Карла.
Шведы осадили город, подкладывали взрывчатые вещества под его стены. Однако у русских на подобный удар имелся контрудар: они ночами выкапывали взрывчатку, днем вели легкие бои и готовились к решающему сражению.

На помощь к полтавчанам прибыли войска под руководством незаменимого помощника Петра Великого Меншикова. Интересно, что шведы предпринимали ряд вылазок в надежде проникнуть за полтавские стены в город, однако были отбиты русскими.

Разгромное сражение

Поводом к началу боевых действий послужил побег немецкого солдата из русской армии. Петр подозревал, что он мог переметнуться на сторону противника, потому поменял план сражений со шведами. Да и медлить уже не представлялось возможным. Примечательно, что июньским вечером накануне сражения Петр I объехал свои войска и обратился с патриотическими речами к солдатам. История гласит, что шведский король поступил так же в отношении своего войска.

27 июня (8 июля) 1709 года случился перелом Северной войны, ознаменовавшийся победой русских войск в битве, названной Полтавской. Сражение началось ранним утром, затемно. Карл XII решил не ждать и дал команду своей коннице наступать. Однако русские солдаты вскоре справились со шведской кавалерией. В наступление пошла пехота.

Стоит сказать, что бой под Полтавой продолжался не один час. Кстати русских войск оказалось на несколько тысяч больше, чем шведов. Но не это стало решающим фактором. Шведы и русские бились и на конях, и врукопашную. Самоотверженность солдат привела Россию к победе в этом сражении. Шведская армия оказалась полностью обескровлена. Шведский король вместе с русским предателем Мазепой скрылся в Бендерах.  
Видео по теме

Совет 3: Как попасть на Сорочинскую ярмарку-2012

С начала XIX века на территории Украины существовало более 12000 ярмарок. Сорочинская ярмарка была не очень популярной до тех пор, пока ее не прославил в своих произведениях Н.В. Гоголь. С начала Советского периода ярмарки прекратили свое существование. А в 1966 году Сорочинская ярмарка одной из первых была открыта вновь.

Ярмарка представляет собой необычайное зрелище. Представители многочисленных народных ремесел показывают свое мастерство и тут же продают различные этнические товары. Они же проводят мастер-классы по обучению ремеслам для всех желающих. Выступают народные коллективы из городов Украины, Белоруссии и России. Открываются для посещений литературно-мемориальный музей Гоголя и Спасо-Преображенская церковь 1732 года постройки. Можно даже встретить самого Гоголя, сфотографироваться с ним и получить его автограф. И, конечно же, здесь процветает торговля. На этом крупном торговом празднике представить свою продукцию стараются все производители Украины.

Учитывая широкую популярность ярмарки, многие туристические фирмы организуют специальные туры. Чаще всего это автобусные экскурсии, выезжающие их Киева каждое утро. Комфортабельные автолайнеры сопровождает гид, рассказывающий о Полтавщине, о ее достопримечательностях и о том, как и с кем надо торговаться. Многие фирмы предлагают и комплексные предложения для туристов, включающие экскурсии по Полтаве, по музею и полю Полтавской битвы, по гончарному городу Опошня, посещение легендарной Диканьки.

В 2012 году Сорочинская ярмарка будет проводиться с 15 по 19 августа в селе Большие Сорочинцы Миргородского района Полтавской области. Это традиционные места и даты для этой ярмарки. Каждый год она проводится именно в этом селе, а назначается она на предпоследние выходные августа и длится в течение 5 дней. Вход на территорию ярмарки бесплатный.

Для тех, кто желает посетить ярмарку на своем автомобиле координаты для GPS-навигатора 50 град. 01 мин. 31,09 сек северной широты и 33 град. 56 мин. 51,55 сек восточной долготы. Выезжайте из Киева по трассе Е40 или М-03 в направлении города Лубны. Сразу после Лубны сворачивайте направо на трассу Р-42 (она же Т-17-10). Через 66 км после поворота на эту трассу ищите указатель на село Великие Сорочинцы. Оно расположено на правом берегу реки Псёл, между селами Савинцы и Мареничи.

Совет 4: Как прошла «битва на помидорах» в Испании

29 августа в испанской провинции Валенсия (муниципалитет Буньоль) завершился традиционный фестиваль «Ла Томатина» (La Tomatina), который за десятки лет успел завоевать всемирную известность. Каждый год это необычное мероприятие привлекает в Испанию множество приверженцев экзотических развлечений из разных уголков планеты. В 2012 году на главной площади Буньоля забрасывали друг друга спелыми томатами около 40 тысяч человек.

Первое помидорное побоище в испанской провинции состоялось еще в 1945 году, когда проходил фестиваль в честь Богоматери-защитницы и покровителя города Буньоль – Святого Луи Бертрана. Два его участника поссорились и принялись забрасывать друг друга спелыми томатами – тем, что подвернулось им под горячую руку. Так гласит местная легенда.

С тех пор потешная битва «Ла Томатина» стала проводиться ежегодно, только в период нахождения у власти Франсиско Франко она было временно запрещена. В 70-х годах полюбившаяся населению традиция возродилась, хотя в список официальных международных праздников новый испанский фестиваль был включен лишь в 2002 году.

Празднество начинается в начале последней недели августа и длится 7 дней. В 2012 году в Валенсии были устроены ярмарки, музыкальные и танцевальные концерты, парад и праздничный салют. В ночь накануне томатной битвы прошел традиционный конкурс мастеров по приготовлению национального валенсийского блюда из риса – паэльи. К утру окна городских домов закрылись пластиковыми щитами для защиты от красных «снарядов».

29 августа в Буньон завезли 120 тонн самых сочных томатов. Наполненные грузовики быстро заполнили главную городскую площадь. Среди десятков тысяч собравшихся на городских улицах были представители разных стран, в том числе Японии и Австралии. В 10:00 состоялось торжественное открытие праздника. Согласно устоявшейся традиции, был выбран доброволец-верхолаз. Перед ним стояла сложная задача – влезть на самую вершину высокого столба, гладко обструганного и натертого мылом.

Когда шестиметровая высота была преодолена, действо началось – в воздух взвились первые томаты. Правила празднества «Ла Томатина» гласят: перед каждым броском плод необходимо размять, чтобы он не нанес травм игровому сопернику. Многие участники томатного побоища надевают защитные маски или очки, чтобы оберечь глаза. Потешная битва длилась в течение часа, после чего томатная масса покрыла всю поверхность площади и стала доходить людям до щиколоток. «Бойцы» были вымазаны ею с ног до головы, однако получили массу позитивных эмоций.

Раздался сигнал, означающий конец томатному побоищу. Толпа ручейками потянулась с площади в разных направлениях, а пожарные команды смыли остатки битвы с мостовой и (по желанию) с участников «Томатины». На организацию помидорных боев власти Валенсии потратили десятки тысяч евро. Однако ежегодно все расходы покрывает стабильная прибыль от прибытия большого количества туристов. По некоторым данным, «Ла Томатина» каждый раз приносит Буньолю не менее 100 тысяч евро.

Видео по теме
Видео по теме
Источники:
  • Сражение под Полтавой
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше