Инструкция
1
Не бойтесь конфликтов как таковых. Каждый из них может привести к развитию отношений и к получению информации о человеке. Или, наоборот, повергнет противников в ссору, что совсем нежелательно. Не допускайте подобного. Для этого никогда не делайте обобщений, не опускайтесь до оскорблений и оценивания личностных свойств соперника. А также контролируйте свои эмоции и тон разговора.
2
Став инициатором конфликта, примите к сведению, что он имеет свое начало, высшую точку развития и разрешение. Заявляя о своих претензиях партнеру, пользуйтесь «Я -высказываниями», которые описывают чувства. Например, не «Вы берете с моего стола без разрешения документы», а «Я бываю очень озадачен тем, что с моего стола пропадают нужные мне бумаги». Слова произносятся уверенным, но не «металлическим» тоном. Таким образом, при правильном начале конфликта обе стороны могут прийти к оптимальному его разрешению.
3
Бывает, что первым недовольство выказывает другой человек. При этом зачастую оппонент ведет себя агрессивно. Если чувствуете свою вину, не стесняйтесь с ним согласиться: «Извините, я был не прав». Это уже снимет накал страстей. Примите к сведению, что стратегии поведения в конфликте бывают следующие: уход, уступка, соперничество и компромисс. При этом один вид поведения может плавно перетекать в другой.
4
Если человек ведет себя деструктивно, то есть выплескивает свой гнев и выкрикивает оскорбления,то лучшим способом разрешения конфликта будет не соперничество, а уход от него или даже уступка. Таки образом, с собеседником, находящимся в состоянии аффекта, стоит разговаривать осторожно, как с больным. Дождитесь, когда эмоции улягутся, и только по прошествии какого-то времени решайте, стоит ли продолжать выяснение ситуации или оставить все, как есть, ради сохранения мира. В этой ситуации помогут слова следующего содержания: «Я не желаю с вами разговаривать в таком тоне. Продолжим разговор после ваших извинений».
5
Не опускайтесь в таком случае на уровень обидчика. Не отвечайте ему аналогичными словами. Скорее всего, вы потом помиритесь, а чувства вины и стыда от брошенных слов еще долго не дадут вам покоя. Стратегию «соперничество» бывает полезно применить только тогда, если разрешение ситуации в вашу пользу становится жизненно важной проблемой. Решите для себя, что в данный момент важнее – поступиться своими интересами и сохранить мир или добиться своего. Если уверены в своей правоте, то рискните. Иногда это бывает полезным.
6
Хуже всего, когда конфронтация для человека является единственной привычной политикой в конфликтных ситуациях. Постоянное избегание конфликтов также не является однозначно приемлемым методом. Он приучает человека бегать от проблем, а не решать их. А человек, который всегда всем уступает, так как считает, что главное «мир во всем мире», в коллективе не станет пользоваться авторитетом. Да и успеха в своем деле никогда не добьется.
7
Разрешение конфликтов наиболее эффективно происходит в условиях принятия компромисса. То есть принимается решение, устраивающее обе стороны. В этой ситуации они идут друг другу на уступки. При этом каждая сторона имеет возможность осуществить свои притязания ровно 50 на 50. Если случай не из ряда жизненно важных, то выберите этот вариант и придите к консенсусу.