Существует и масса других определений. Например, «Красота есть то, что спасет мир» (Достоевский) или «Красота есть совершенная объективация воли на высшей ступени ее познаваемости» (Шопенгауэр). Но, по сути, эти слова никак не обращены к той составляющей человеческой сути, которая безошибочно, но субъективно различает красивое с некрасивым.

Именно здесь и возникает основная сложность. Красота есть свойство восприятия мира, причем нередко типы восприятия абсолютно не совпадают. Иными словами, что является идеалом для одного, другому может показаться уродливым: и грани совершенства, и музыка сфер разными людьми и воспринимаются по-разному. Не существует такого эталона, единого для всех времен и народов. Но чувство, вернее, чувствование красоты, присуще всем посетившим этот мир. Как же хотя бы чуть ближе подойти к пониманию этого феномена?


Так, человек оперирует понятием красоты на бытовом уровне: «красота цветущего дерева», «красота женщины или мужчины», «красота пейзажа за окном». Но это не внешние признаки и детали, а только их восприятие. Иными словами, опять же, особенность субъекта воспринимать мир так, что некоторые детали сразу же привлекают к себе внимание и признаются красивыми или безобразными.

Однако точно так же понятны могут быть красота музыкального произведения или поэтического текста, красота слога говорящего. Но вряд ли человек сможет дать внятный ответ на вопрос, какими объективными принципами он руководствовался, отделяя предмет, действие или образ от остальных явлений мира и делая его более значимым. Именно поэтому даже в среде специалистов споры о реальной наполненности эстетической терминов не утихают веками.

Загадка красоты сложна именно потому, что объективное восприятие мира вообще находится далеко за пределами слов. Классический пример: бутон розы. Можно сразу определить, каков его цвет, запах, размер. Ботаник скажет, к какому виду относится растение, садовод назовет сорт, продавец определит стоимость. А поэт подберет метафоры и может остаться непонятным теми, кто не увидел в этом цветке ничего особенного. Но признаки, оценки классификации принципы «золотого сечения» и даже поэтические приемы не объяснят, почему роза красива. Где и в чем именно заключена ее красота?

Совершенство, абсолютная гармония, безупречность – все это только сухие дефиниции, несмотря на множественность попыток закрепить их в справочниках по эстетике и философских словарях. Недаром великие художники Возрождения, чье творчество было проникнуто идеями стремления к гармонии, отказывались от продолжения работы над полотнами и фресками, если понимали, что достижение и постижение идеала на данном этапе невозможно.