Совет 1: Почему не решен вопрос о транзите грузов НАТО через Пакистан

Прошло около десяти лет с момента начала в Афганистане военной операции с участием стран НАТО, но ситуация там далеко не стабильна. Несмотря на это, альянс наметил вывод боевых частей из страны на конец 2014 года. Для осуществления такого решения необходимо провести ряд организационных мероприятий, включающих, в том числе, выведение техники и военных грузов. Дело осложняется тем, что до сих пор не решен вопрос о транзитном перемещении грузов НАТО через соседний Пакистан.
Почему не решен вопрос о транзите грузов НАТО через Пакистан

В ноябре 2011 года Пакистан закрыл транзит грузов Североатлантического альянса через страну. Поводом для этого послужила неудачная военная операция НАТО, в ходе которой двадцать четыре пакистанских военнослужащих стали жертвами авиационного удара, совершенного по ошибке. Блокада со стороны Пакистана сильно осложнила положение группировки НАТО в регионе.

Все попытки руководства НАТО возобновить транзитное перемещение своих грузов через территорию Пакистана наталкиваются на нежелание Исламабада пойти на уступки. И хотя на саммите НАТО, прошедшем в Чикаго, было заявлено о прогрессе в переговорах, их ход не устраивает ни одну из сторон. Камнем преткновения стала запрашиваемая Пакистаном сумма за перевозку грузов по своей территории. Каждый транзитный контейнер может обойтись НАТО в $5000, что альянс считает неприемлемой ценой. В качестве одного из условий снятия блокады пакистанская сторона выдвигает также требование принести официальные извинения за гибель своих военных по вине сил Североатлантического альянса.

Транзит через Пакистан стал бы для НАТО более выгодным в сравнении с перевозками по территориям других сопредельных Афганистану государств. Путь к порту Карачи является кратчайшим до залива, что упрощает и удешевляет передислокацию сил и средств. Заинтересованность в перевозке армейских грузов выражают также пакистанские водители грузовиков и бензовозов, для которых вынужденный простой оборачивается финансовыми трудностями, сообщила Русская служба BBC.

А тем временем высшее руководство НАТО заявило о достижении принципиального соглашения с рядом стран Средней Азии о вывозе оборудования альянса через их территорию. Казахстан, Киргизия и Узбекистан пошли навстречу предложениям западных военных, сообщило «Радио Свобода» в начале июня 2012 года. Переброска грузов будет осуществляться по специальному графику по мере сворачивания военной операции на территории Афганистана.

Видео по теме

Совет 2: Усиленный контроль за транзитом продуктов из Белоруссии с 24 ноября

Факт введения новой системы усиленного контроля с 24 ноября 2014 года озвучил Алексей Алексеенко, представитель Россельхознадзора. По его словам, все фуры станут проходить дополнительную процедуру осмотра на российско-белорусской границе, даже если их уже проверили специалисты из дружественного государства.
Усиленный контроль за транзитом продуктов из Белоруссии с 24 ноября

По словам господина Алексеенко, цель введения данного нововведения – лучший и более эффективный контроль за возможными недобросовестными поставками продуктов питания из запрещенных стран (государства-члены ЕС, США, Канада, Австралия и Норвегия). Так руководство Россельхознадзора подозревает, что часть продукции из грузовиков, следующих через Россию в Казахстан и другие страны, может незаконно оседать в стране.

Алексей Алексеенко также отметил, что у российской стороны достаточно компетентных сотрудников, которые смогут досматривать все фуры на шести пограничных КПП. То есть контроль за эпизодическими рисками станет вестись со всей возможной эффективностью.

Но не все отраслевые специалисты и предприниматели так позитивно смотрят на сложившуюся ситуацию. К примеру, Александр Кнобель, сотрудник Института Гайдара, считает, что фактически господин Алексеенко сообщил о запрете транзита из Белоруссии. Тем более что договоренности, заключенные между государствами-членами Таможенного Союза, не исключают одностороннего введения подобных мер. Последний, чисто юридический факт, подтвердил и Илья Рачков, партнер компании King & Spalding, рассмотревший условия договора о Евразийском экономическом Союзе.

"Я понимаю обеспокоенность российской стороны, но, на мой взгляд, наш контроль является вполне достаточным и доскональным. Мы проверяем каждую фуру, сравниваем фитосанитарные свидетельства и другие сопроводительные документы. Сбоя тут быть не может, разве что только в очень единичных случаях. Если Россия не доверяет и хочет проводить повторную процедуру – пожалуйста, но я считаю это напрасной тратой сил," - сказал сотрудник одного из КПП белорусской стороны.

Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500