Совет 1: Что такое двенадцатиперстная кишка

Двенадцатиперстная кишка относится к органам пищеварения, является начальной частью тонкой кишки, расположенной между кишечником и желудком. Роль данного органа заключается в продолжение процесса пищеварения, начатого в желудке.

Двенадцатиперстная кишка – это один из органов пищеварения, участвующий в переваривании пищи. В тонкую кишку из желудка поступает перетертая жидкая кашица, или химус. Двенадцатиперстная кишка с помощью бруннеровых желез насыщает поступившие питательные вещества большим количеством соков и ферментативных зарядов, это способствует расщеплению химуса до легкоусвояемых питательных веществ, передаваемых в нижние отделы тонкой кишки. В небольших количествах стенки двенадцатиперстной кишки всасывают питательные вещества и передают в кровеносные и лимфатические сосуды.

Процесс пищеварения с участием двенадцатиперстной кишки происходит в два этапа. Поток афферентной информации поступает к экзогенным и эндогенным регуляторам пищеварительной системы. Большинство управляющих сигналов реализуются через энтерическую нервную систему, опосредованно взаимодействуя с многочисленными гормонами, синтезируемыми из экзокринных клеток, расположенных в двенадцатиперстной кишке и управляющими перевариванием пищи.

Двенадцатиперстная кишка состоит из четырех отделов, плавно переходящих друг в друга. Верхняя часть выходит от привратника на уровне седьмого грудного или первого поясничного позвонка справа. Затем образуется верхний изгиб, отходит вправо взад и вверх, переходя в нисходящую часть. Верхняя часть кишки равна 4-5 см. Позади нее расположены воротная вена и желчный проток. Если человек находится в положении стоя, верхняя часть двенадцатиперстной кишки граничит с квадратной долей печени.

Нисходящая часть расположена на уровне первого поясничного позвонка, начинаясь от верхнего изгиба и опускаясь вдоль правой части позвоночника вниз. На третьем поясничном позвонке двенадцатиперстная кишка берет резкий поворот влево, образуя нижний изгиб. В нисходящей части длина кишки равна 8-10 см.

От нисходящей части двенадцатиперстной кишки сзади расположена правая почка, слева и сзади – общий желчный проток. Спереди ее пересекает брыжейка поперечной ободочной кишки. Между нисходящей частью и головкой поджелудочной железы расположена борозда с концом общего желчного протока, который соединен с протоком поджелудочной железы и открывается в просвет двенадцатиперстной кишки.

Горизонтальная часть двенадцатиперстной кишки расположена между верхним и нижним изгибом на уровне третьего поясничного позвонка, пересекает нижнюю полую вену и поворачивает в восходящую часть.

Восходящая часть переходит в тощую кишку. Место перехода прикреплено мышцей к диафрагме. Сзади расположена брюшная часть аорты, возле перехода - брыжеечная артерия. Сама двенадцатиперстная кишка не имеет брыжейки, расположена за брюшиной, луковица, или начальный отдел, покрыт брюшиной со всех сторон.

Нервы и сосуды подходят из панкретодуоденальной и гастродуоденальной артерии. Они проходят к стенке дуоденальной ветви. Одноименные вены входят в воротную вену и притоки. Вся двенадцатиперстная кишка связана с вегетативными и прямыми ветвями нервных окончаний желудочного, почечного и верхнего брыжеечного сплетения.

Внутренняя поверхность начальной части покрыта продольными складками, стенка – круговыми. В нижней части имеется большой сосочек с отверстием, через которое проходит желчный и поджелудочный проток. Выше него имеется малый сосочек для добавочного протока, связанного с поджелудочной железой.

Совет 2: Как проявляется язва двенадцатиперстной кишки

Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки - это заболевание, характеризующееся образованием в ней дефекта слизистой оболочки. Заболевают чаще люди в возрасте 30-40 лет, мужчины болеют почти в 7 раз чаще женщин.
Инструкция
1
Для язвенной болезни характерно хроническое течение, периоды обострения сменяют периоды ремиссии, длится заболевание годами. Большую роль в развитии болезни играет микроб Helicobacter Pilori, но она может обнаруживаться и у здоровых людей. Для того чтобы начала развиваться язва, нужен ряд провоцирующих факторов.
2
К таким факторам относятся частые и длительные стрессы, при этом происходит спазм сосудов, нарушается питание стенок двенадцатиперстной кишки. Слизистая оболочка становится уязвимой и начинает перевариваться соляной кислотой, в результате образуется язва. Следующий фактор - наследственная предрасположенность и наличие хронического гастрита и дуоденита.
3
Большую роль в возникновении язвы играет неправильное питание - длительные перерывы между приемами пищи, пристрастие к острой и грубой пище (при этом повышается выработка соляной кислоты). Также язву может вызвать безконтрольный прием некоторых лекарственных препаратов (гормоны, нестероидные противовоспалительные средства, препараты, содержащие аспирин).
4
Язвенная болезнь намного чаще встречается у курящих и злоупотребляющих алкоголем, так как никотин усиливает выработку соляной кислоты, а алкоголь усиливает агрессивность желудочного сока.
5
После попадания в организм микроб Helicobacter начинает вырабатывать особые ферменты, которые разрушают слизистую оболочку и вызывают образование язвы. Первым признаком заболевания является боль в верхней части живота, которая появляется примерно через 1,5-2 часа после приема пищи, исчезает после приема антацидов. Для язвы двенадцатиперстной кишки характерны ночные и голодные боли, которые утихают после приема пищи.
6
Еще один важный признак язвенной болезни - изжога, она появляется обычно через 2,5-3 часа после еды. Может беспокоить тошнота, отрыжка кислым, запоры, повышенный аппетит. Опасно то, что язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки может протекать и вовсе бессимптомно с наличием дискомфорта в эпигастрии. Заболевание между тем развивается дальше и может произойти прободение стенки кишки с развитием перитонита и кровотечения.
7
Медикаментозное лечение назначать должен только врач, также больным рекомендуется соблюдение диеты. Исключаются блюда, вызывающие повышенную секрецию желудочного сока (острая пища, копчености, консервы, газированные напитки и др.), слишком холодная и горячая пища, рекомендуется дробное питание небольшими порциями. В большинстве случаев заболевание заканчивается ремиссией.

Совет 3: Язва желудка и двенадцатиперстной кишки

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки имеет хроническое рецидивирующее течение. При язве желудка запрещено переедание. Каковы признаки язвы желудка, ее симптомы и лечение?

Хроническое заболевание, спровоцированное рецидивирующей язвой желудка или двенадцатиперстной кишки, возникает от гастрита, дуоденита, инфекции Helicobacter pylori, называется язвой. Встречается в любом возрасте, чаще в 30-40 лет. Как правило, чаще болеют мужчины, чем женщины.

Этому способствует: долгое эмоционально-нервное перенапряжение, родовая склонность, хронический дуоденит, гастрит, нарушенный режим питания, курение, алкоголь и некоторые лекарственные препараты.

Проявляется болезнь через боль, возникающую в верхней части живота, обычно на голодный желудок, стихает через полчаса после еды. Не всегда, но встречаются: тяжесть, тошнота, изжога, рвота, чувство полного желудка и снижение аппетита.

Диагностировать можно с помощью рентгенографии брюшной полости, фиброэзофагогастродуоденоскопии (ФЭГДС), рН-метрии – исследования кислотообразующей функции желудка, а также анализа на инфекцию Helicobacter pylori.

Главная задача пациента в таком случае соблюдать режим питания и соответственное назначенное врачом лечение. Обязательная лечебная диета. Исключаются продукты, что усиливают секрецию желудка: соленые, копченые, острые, жареные, маринованные, а также кофе, алкоголь и прочее). Не рекомендуется есть очень холодную или же горячую еду. Также следует избавиться от приема противовоспалительных препаратов, например, аспирина.

В период лечения язвенной болезни непременно включают препараты, что снижают концентрацию соляной кислоты в желудке. При условии, что болезнь спровоцирована инфекцией Helicobacter рylori, нужно назначить дополнительно антибактериальные препараты (на 7 дней).

В целях профилактики рекомендуется:

  • уменьшить нервное напряжение;

  • прекратить употребление алкоголя, курение;

  • нормализовать режим питания, улучшить качество пищи;

  • обязательно лечение гастродуоденита или же хронического гастрита.

Также очень полезно время от времени принимать настои трав, например ромашки, подорожника, зверобоя, череды (в равном количестве, по 100 г), настаивать 2 часа, пить 1-3 стакана в течение дня.

Полезен и свежевыжатый сок капусты (употреблять 4 раза на день по стакану на протяжении 6 дней), картофеля (вместе с водой, 1:1, натощак, 2 недели).

Может пригодится алоэ — съедать небольшой кусочек за 20 минут до приема пищи. Ни с чем не сравнится мед.

Принимать натощак, можно добавлять лимон.

И помните, профилактика — лучшее лечение.

Видео по теме
Источники:
  • Язвенная болезнь. Язва желудка или двенадцатиперстной кишки
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500